понедельник, 25 мая 2015 г.

Стоит ли внедрять в школе профессионально-техническую специальность?

Школьное образование можно модернизировать. Суть модернизации состоит в том, чтобы дать выпускнику школы возможность зарабатывать деньги самому, посредством средней специальности, которую он сможет приобрести в школе.

До свидания школа, до свидания...
В Кыргызстане ежегодно заканчивают школы тысячи выпускников. Большая часть из них поступает в вузы внутри Кыргызстана. По сути своей многие школьники идут на этот шаг без учета реальной ситуации на рынке труда, не осознавая экономические условия страны. Большая часть абитуриентов делает выбор на те виды предметов, которые им помогут "найти работу в будущем".

Уже сложно сказать от кого пошел данный стереотип, но почему то считается, что диплом экономиста или юриста станет билетом в успешную и сытую жизнь. Но все оказалось намного интересней. В итоге, закончив школу, уже будучи студентам, большинство молодых людей как правило не работают (опять же не все!!!), а ведут студенческий не принужденный образ жизни.

Другая, не маленькая группа людей поступает в средне-специальные и профессиональные училища. Этот шаг позволяет абитуриенту сделать две полезные для жизненного опыта вещи: первое - выиграть время и поскорее начать поиски работы, второе  обзавестись профессией, обычно технической, что дает возможность иметь конкурентное преимущество перед армией юристов и экономистов.

Большое количество гуманитарных и высокооплачиваемых специальностей создало дисбаланс, когда на рынке труда по прежнему не хватает квалифицированного технического специалиста, но в то же время в стране очень много безработных - ни дня не проработавших по специальности.

Элитный слесарь
Не смотря на малый объем промышленности в стране, а также отсутствие модернизации экономики, в Кыргызстане существует высокая потребность в технических специалистах по разным направлениям. Большая востребованность в технических специалистах породила новую касту людей. Это те, кто оказывая услуги, не имеет практически никаких конкурентов.
В основном это специальности работают в сфере оказания услуг. Так, например, специальность опытного слесаря, устраняющего неисправность водопровода или электрик, способный сделать проводку электричества оплачивается весьма солидной суммой.

Мы не станем в этой статье указывать какие то конкретные цены, так как они постоянно растут и меняются. По некоторым специальностям в данное время в стране ощущается серьезный дефицит. Так, например, ряд строительных компаний Кыргызстана с большим трудом могут найти качественного специалиста по газосварке, укладке кафеля. Нередко отечественные компании прибегают к услугам специалистов из соседнего Таджикистана, либо нанимают за большие зарплаты казахстанских мастеров. Так или иначе, спрос на рынке труда остается высоким, и пока что не видно никакой тенденции по удовлетворению этого спроса.

Аттестат "технической" зрелости
Среди множества замечательных предложений, относительно удовлетворения спроса на рынке, можно выделить и не совсем традиционный. Так, некоторые эксперты пердлагают начать постепенное обучение выпускников школ, каким либо техническим специальностям. Так, помимо основной учебы в школе, школьники в старших классах могли бы осваивать целый список профессий. Среди них можно выделить такие как "сварщик", "столяр", "маляр строительный" или "авто-маляр" и так далее.

Более того, в процессе интеграции Кыргызстана в глобальный технический технический прогресс, некоторые школьники могли бы осваивать более сложные и интересные ремесла - такие как "web-программист". Этот список может быть больше, необходимо выделить те виды профессий, которые выпускник школы мог бы освоить за три-четыре года учебы в школе.
Все мы помним, что до 6 - 7 класса в некоторых школах преподавался предмет "Труд". Возможно есть такой предмет и сейчас. Однако, предалагаемый вариант обучения в школе предполагает также и специальный аккредитованный государством и различными 
бизнес ассоциациями сертификатами. Это позволит школьник увеличить свой выбор того, чем он хотел бы заниматься в жизни.

Во всяком случае, даже сама учеба в школе может стать более интересной, ведь сейчас школы напоминают "хранилища", где школьники проводят большую часть времени сидя за партой.

Пока не ясно, понравиться ли такая идея ответственным чиновникам в Министерстве образования Кыргызстана. Не ясно также, где мы возьмем столько преподавателей технических специальностей. Более того, мы не должны забывать, что действующие профтехучилища рискуют остаться без своего заслуженного заработка, ведь тогда, количество желающих туда поступать может стать еще меньше. Пока не ясно, что делать с теми, кто не захочет приобретать такие знания в школе.

Очевидно, что идея намекает на сращивание школы и ПТУ. И пока идея выглядит весьма амбициозно. Необходимо еще многое сделать, для того, чтобы говорить о реализации этой идеи. Получиться ли осуществить такую идею и насколько удачно покажет лишь время.

Форест Гамп

Комментариев нет :

Отправить комментарий