четверг, 5 февраля 2015 г.

Как улучшить молодежную политику в Кыргызстане (Часть первая)

Часть первая

Как сделать эффективной молодежную политику?


Аннотация. В работе делается попытка рассмотрения препятствий по реализации молодежной политики в области здорового образа жизни и спорта в Кыргызской Республике, на примере Баткенской области. Также, делается попытка рассмотрения проблемной ситуации, поиска основной проблемы, ее симптомов, а также способов ее решения.

Незанятая и неорганизованная молодежь подвергается влиянию различных криминальных элементов, несомненно, что влияет на рост преступности в регионе. Анти-социальное поведение, конфликтность, мелкие правонарушение, а также более тяжелые виды нарушений, в том числе нарушения уголовного законодательства. Это усугубляет проблему подростковой и малолетней преступности. Корни и источники преступности лежат на много глубже, но занятие профессиональным спортом, командными видами спорта, способны привести к относительному снижению преступности среди молодежи.


Выявление проблемной ситуации
Переход Кыргызстана к рыночным отношениям в 90-е годы характеризовался как период отсутствия продуманного и взвешенного подхода по вопросам государственной политики в отношении физической культуры и спорта.
По материалам Стратегии развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы вопросы развития физической культуры и спорта являются остаются актуальной проблемой. Спортивно-оздоровительная деятельность реально улучшает здоровье и физическую подготовленность человека, способствует воспитанию подрастающего поколения, повышает работоспособность и производительность труда экономически активного населения, продлевает период активной трудовой деятельности.


Проблемная ситуация выступает в виде плохого состояния системы спортивной инфраструктуры в регионах Кыргызской Республики. Главным образом в Баткенской области. При этом, под системой спортивной инфраструктуры мы рассматриваем спортивные инженерные сооружения (спортивные залы, места проведения тренировок, спортплощадки, специальные помещения, склады, спортивный инвентарь, коммуникации – свет, водопровод, сток), а также система преемственности поколений между инструкторами спортивных секций и клубов, а также тренерского состава.
Данная ситуация обуславливаются, таким факторами как:
  • Недостаточное финансирование со стороны государственных органов и органов местного самоуправления.
  • Некомпетентное управление системой спортивных сооружений.
  • Неточное исполнение положений Закона Кыргызской Республики «Об основах государственной молодежной политики» от 31 июля 2009 года.


Территория Баткенской области занимает 17 тысяч квадратных километров. Численность населения, проживающего в области по состоянию на 2012 год – 448 849 человек. В области существует 3 района, 4 города, 5 поселков городского типа и 29 айылных аймаков. Численность городского населения равно 107 тысячам человек, сельское – 341,9 тысяч человек.
Численность людей моложе трудоспособного возраста равняется 156 168 человек, трудоспособного возраста 267 566 человек.
Численность молодежи, проживающей в Баткенской области, в возрасте от 16 до 29 лет, составляет 128 457 человек.
Средний возраст населения по полу, городской и сельской местности и территории на начало 2012 года составил 25,9 лет.
Таким образом, основываясь на вышеизложенном, молодежь в Баткенской области является значимым слоем населения, что говорит о необходимости в проведении и реализации грамотной политики, по ее воспитанию, обучению и оздоровлению.


Показатели состояния здоровья различных групп населения, включая детей и подростков ухудшаются, массовость физической культуры и спорта достигает всего 6-7%, что ниже порогового уровня безопасности генофонда народа (15%); более половины молодежи призывного и допризывного не выполняет норм и требований по физической подготовке. Достижения спортсменов на международном уровне становятся крайне редкими случаями. Олимпийское движение в стране развивается крайне слабо.
Более того, как в регионах, так и в центре повсеместную популярность получают практически только боевые виды спорта (самбо, карате, дзюдо, борьба). Этот факт способен серьезно исказить существующее представление о спорте и его воспитательно-оздоровительной функции, поскольку в такие секции записываются молодые люди с целью получить навыки по методическому причинению среднего и тяжкого вреда здоровью.
В настоящий момент существует необходимость в разработке и применении новых подходов в развитии физической культуры и спорта с определением приоритетных задач, в том числе, воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма, приобщение к мировой и отечественной культуре.


Согласно пункту пятому статьи сорок четыре Конституции Кыргызской Республики от 27 июня 2010 года государство создает условия для развития физической культуры и спорта. В разделе 5.4 Стратегии развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы следует, что стратегические цели развития физической культуры и спорта – это создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, повышение конкурентоспособности кыргызского спорта.
Согласно статье 4 Закона Кыргызской Республики «Об основах государственной молодежной политики» от 31 июля 2009 года достижение цели государственной молодежной политики (формирование активной гражданской позиции и ценностных ориентиров молодежи) лежит через реализацию таких задач как:
  • создание условий для социализации (часть 1 статьи 4 Закона);
  • формирование духовно-нравственных ценностей и культуры (часть 2 статьи 4 Закона);
  • содействие в создании условий для досуга и развития творческого потенциала (часть 7 статьи 4 Закона);
  • вовлечение в процессы жизнедеятельности общества и государства, воспитание гражданской ответственности (часть 8 статьи 4 Закона).


Направления деятельности государственных органов и органов местного самоуправления затрагивает такие вопросы как, обеспечение гарантированного уровня социальных услуг и реализация мер по защите и укреплению здоровья молодых граждан; проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение вовлечения молодежи в противозаконную деятельность, включая экстремизм и религиозный фанатизм; а также, вовлечение молодежи (молодежных организаций), включая неорганизованную молодежь и неформальные объединения молодежи, в реализацию задач государственной молодежной политики (статья 7 Закона КР «Об основах государственной молодежной политики»).
Статья 18 Закона Кыргызской Республики «Об основах государственной молодежной политики» от 31 июля 2009 года предусматривает специализированные организации, осуществляющие работу с молодежью к числу которых относится воспитательные организации (молодежные, подростковые клубы, дома и дворцы молодежи, физкультурно-спортивные объединения, молодежные центры и другие организации.


Таким образом, существующая нормативно правовая база в отношении вопросов развития физической культуры и спорта в Кыргызской Республике в достаточной мере позволяет реализовать государственную политику. Однако, существуют препятствия к реализации данной политики в полной мере. Рассмотрим некоторые из них:


Большая часть молодежи области практически не вовлекается в спортивные и оздоровительные программы. Зачастую молодым людям попросту негде заниматься спортом. Как уже отмечалось, из существующего перечня объектов спортивного назначения существует преимущественно места тренировок только для боевых видов спорта. Что касается командных видов спорта, то оборудованных площадок мало.


Продолжение следует...

Форест Гамп

Комментариев нет :

Отправить комментарий