понедельник, 9 февраля 2015 г.

Тренинги для представителей Общественных советов: опыт как предпосылка для развития


Эффективная работа Общественного совета (ОС) невозможна без подготовленных членов. И хотя каждый представитель ОС несет за спиной свой уникальный опыт, состав участников проходит подготовку перед началом своей полноценной работы. Процесс формирования нового состава наблюдателей сопровождается программой тренингов, которые проводятся Координационным советом ОНС при поддержке  Программы развития ООН в Кыргызской Республике «Совершенствование Верховенства права и доступ к правосудию  в целях обеспечения устойчивого мира». Говоря другими словами - Координационный совет помогает новым членам ОС разобраться  и вникнуть в суть работы Общественных советов.

Сам тренинг представляет не простую передачу материала, а скорее методы работы, построенные на процессе саморефлексии. Такой подход открывает двери к осмыслению существующих функций, позволяет сделать их анализ и рассмотреть полномочия членов ОС. Кроме того, тренинг Программы развития ООН, прежде всего, дает возможность увидеть и научиться использовать совокупность эффективных возможностей ОС в осуществлении прозрачности госуправления. По сути, инструмент для обеспечения открытости и подотчетности государственного органа перед обществом начинает действовать.


На тренинге есть возможность поближе познакомиться с членами ОС своего ведомства и других ведомств. Модераторы тренинга лишь подталкивают к поиску все новых и новых проблем и вопросов, а также и находят на них ответы.


Особый акцент был сделан на упражнение по рефлексии полномочий ОС. Цели и задачи советов, прописанные в законе были разделены на несколько групп. Спонтанно разделившись на группы, участники провели кропотливую работу по оценке и распределению задач ОС согласно целям. Так в ходе кропотливой работы было очевидно, что одна задачи могут взаимодополнять друг друга, а также подпадать под несколько целей.


Участники тренинга старались задавать как можно больше вопросов, проводили обсуждения, что позволило в процессе решить множество неясных моментов, узнать мнение других участников группы, проконсультироваться с инструкторами.


Тренинг был хорошо структурирован и имел эмоциональную отдачу материала. Участники тренинга, кто как мог, стремились поделиться своими соображениями. Параллельно шло и повышение мотивации к работе в ОС.


Важным на тренинге было выстраивание критериев целей и задач их определение. Также удалось обсудить ряд ситуаций, например тендера, конфликт интересов. Были выявлены тонкие места, алгоритм действий и понимание возможности их немедленного применения. Конечно, за такой короткий промежуток времени невозможно затронуть все непонятные вопросы, озвучить мнение каждого и обсудить его с остальными участниками тренинга. Среди участников осталось большое желание, чтоб в такие тренинги применяли более широкую палитру методов работы с новиками ОС.


Сразу следует отметить, что изложенное ниже – это лишь предположение, но никак не утверждение. Так, лично для себя обнаружил, что не имею четкого представления о том, как работали предыдущие ОС. Незнание опыта предшественников, их достижений, новых подходов и решений к различным проблемным ситуациям, представляют тот барьер, который очень хочется преодолеть.


Порой хочется, что-нибудь изобрести, что-нибудь «новое», а не «заново». Поэтому, было бы здорово провести подобный тренинг с участием уже опытных коллег. Форматов работы может быть много, от фокус-групп до панельных дискуссий. Важно при этом суметь сохранить временные рамки, не превращая в пустую дискуссию, бережно относясь ко времени участников.


Фокус группа. Ничего нового здесь нет. Как метод работы тренинга является удобным, поскольку идет групповая дискуссия по выбранной тематике. Она помогает не только выяснить личное мнение каждого из участников группы, но их отношение к тому или иному вопросу работы ОС. Ценность при таком подходе состоит в более глубоком осмыслении обсуждаемых вопросов, когда каждый озвучивает именно то, что его интересует. И здесь будет сложно отгородиться от остальной группы одним лишь «я присоединяюсь к сказанному». Все участники группы должны выявлять проблемы, и вести работу по ее устранению.
Иная полезная сторона фокус группы – проявление эмоций в работе. Высказывание доводов несомненно будут оцениваться в том числе и со стороны личного внутреннего убеждения каждого участника. Эмоции заставляют начинают более активно работать, тем самым идет процесс накопления опыта и передача плюрализма мнений, из которого в дальнейшем можно черпать полезную информацию.


Как правило, фокус группа не должна превышать 10 участников. В настоящее время количество членов ОС колеблется от 10 до 20 человек. Поэтому, есть надежда, что создание двух или трех фокус-групп принесет хороший результат. Друга проблема – это неоднородность группы. Тем не менее, при опытном модераторе, работа в фокус группе может принести успех.


Панельная дискуссия. Чем-то похоже на ток-шоу. Для работы жизненно важно пригласить несколько экспертов или членов ОНС со стажем. Будучи методом групповой дискуссии, позволяет высказывать мнение большинства участников. В формате панельной дискуссии могут выступать только эксперты, как правило излагающие разное мнение на тему эффективности работы ОС и определенных проблем ОС. После чего модератор предлагает всем остальным задавать вопросы.


Наконец, одним из дополнительных мер повышения эффективности тренинга является кейс-стади (кейсы). На нем участники тренинга имеют возможность рассматривать определенные события, реально произошедшие в деятельности предыдущих ОС. Модераторы тренинга, для того, чтобы начать эффективную дискуссию, подталкивают участников к обсуждению и анализу ситуации для дальнейшей выработки решения. По сути это самая настоящая ролевая игра в миниатюре, сочетающая в себе элементы профессиональных навыков с игровыми. Материал участникам ОС будет подаваться в виде уже существовавших проблем, сложившихся в практике ОС, а знания здесь будут приобретаться в результате активного творческого  сотрудничества в разработке решения.


Высокая мобильность представителей ОС стимулирует процессы поиска проблемных аспектов своей работы, решения к этим проблемам, открытию новых подходов. Проведение тренингов для новых членов ОС в первую очередь позволяет устанавливать контакты между различными социальными группами, общностями, индивидами, представляющих разные организации. Само многообразие уже существующего опыта членов ОС и возможностей выбора различных идей и предложений может повлиять на усиление потенциала и роли ОС в государстве. Здесь все зависит от гражданско инициативы.


Отдельно следует отметить работу модераторов тренинга, которые создали все условия, для повышения потенциала членов ОС, и умение этих членов находить возможность сделать работу ведомства лучше.

Санжар Абакиров

Комментариев нет :

Отправить комментарий