В настоящее время в Кыргызской
Республике, как практически и во всех странах Центральной Азии остается
актуальной проблема обеспечения надлежащего контроля за качеством товаров и
услуг. Выявить нарушения норм сертификации и стандартизации товаров народного
потребления, реализуемых на рынке, иногда возможно еще до его использования
потребителем. Однако, в сфере услуг установить нарушение норм и требований прежде
чем потребитель решит их приобрести очень сложно.
Проблема контроля качества
оказываемых услуг для населения в таких областях как общественное питание,
медицина, туризм остро стоит на сегодняшний день. Существующие государственные
проверяющие органы, выступающие в роли контролеров не справляются со своими
задачами в полной мере. К сожалению, большая часть чиновников контролирующих
органов не исполняют свои обязанности и задачи в полной мере, вступая порой в
преступный сговор с недобросовестными продавцами услуг. Установленные
государством нормы сертификации и стандартизации остаются, таким образом, не
дееспособными, потому как их не исполняют.
4 октября 2012 года Жогорку Кенешем Кыргызской
Республики в 3-ем чтении были приняты 2 пакета законопроектов, одобренные
постановлениями Правительства Кыргызской Республики №146 от 28 февраля 2012 года
и №345 от 29 мая 2012 года, предусматривающие отмену около 100 видов, подвидов
лицензий и разрешений.
Не для кого не секрет, что такая реформа в лицензионно-разрешительной
сфере направлена на снижение барьеров для субъектов предпринимательства. В
настоящее время в стране действует более 300 лицензий и разрешений, которые
создают определенные трудности при ведении бизнеса. В этой связи, Министерство экономики
Кыргызской Республики поддерживая политику ухода от чрезмерного вмешательства
государства в сферу бизнеса, создания условий для их развития, внесло
предложения сократить неэффективные и ненужные лицензии и разрешения.
В то же время, некоторые инициативные
граждане, неправительственные организации, ассоциации поддерживающие
предпринимателей и иные лица, представляющие общественность выступили с
предложением о поиске альтернативного решения для обеспечения контроля за
качеством услуг.
Одной из альтернатив, является
введение в действие нормативно правовых актов закрепляющих и устанавливающих
деятельность саморегулируемых организаций. Проводя аналогию с зарубежными
странами, некоторые эксперты и представители общественности предлагают использовать
данное образование в качестве института контроля за качеством оказываемых в
стране услуг. Данное образование для кыргызстанского общества является новым.
Рассмотрим понятие и общие положения о саморегулируемых организациях.
Делая обзор российской юридической
практики, наиболее ярким примером выступает внесение изменений в Закон «Об
основах туристической деятельности в РФ», вводящих механизм саморегулирования
для туроператоров и турагентств.
Как отмечено в справке-обосновании
законопроекта, за все годы существования туристического рынка в России,
предпринимаемые попытки его административного регулирования не дали
существенных результатов, поскольку не предусматривали ни эффективного контроля
за деятельностью участников рынка, ни ответственности за нарушение вводимых
требований.
По задумке авторов данной
инициативы саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие
организации, созданные в целях разработки, установления стандартов и правил определенной
деятельности, основанные на членстве, объединяющие субъектов
предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства или
рынка товаров, работ и услуг.
В отличие от существующих
объединений юридических лиц - ассоциаций и союзов, саморегулирующие организации
должны создать специализированные органы, осуществляющие контроль за членами
саморегулируемой организации, а именно:
·
осуществлять
контроль
соблюдением требований стандартов и правил предпринимательской деятельности
своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил;
·
принимать и
рассматривать жалобы
на своих членов о нарушении требований, стандартов правил саморегулируемой
организации;
·
рассматривать
дела о применении в отношении своих членов
мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами
саморегулируемой организации. Здесь законодательство обязывает саморегулируемые
организации установить меры дисциплинарного воздействия в отношении своих
членов за нарушение требований стандартов и правил. (Такое требование,
например, указывает пункт 5 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации
«О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 года).
Эти три положения являются
отличительными чертами данного вида образований.
Согласно общему правилу, за саморегулируемой
организацией законодательно должна быть закреплена обязанность осуществлять
следующие функции:
·
выступает
в качестве третейского суда для разрешения споров, возникающих между членами
саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных ее
членами товаров, работ и услуг;
·
представляет
интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами
государственной власти и органами местного самоуправления;
·
организует
профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой
организации или сертификацию произведенных ее членами товаров, работ, услуг;
·
обеспечивает
информационную открытость деятельности своих членов, публикуя информацию об
этой деятельности;
·
осуществляет
анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в
форме отчетов;
·
разрабатывает
и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или
профессиональной деятельности.
Также для последовательного
анализа, следует более полно рассмотреть понятие саморегулирование. Наиболее
близкое к нашей правовой системе законодательство Российской Федерации, понимает
под саморегулированием самостоятельную, инициативную разработку стандартов и
правил определенной деятельности, а также контроль за их соблюдением.
Предметом
саморегулирования является предпринимательская деятельность субъектов, объединенных
в саморегулируемые организации. Здесь действуют разработанные саморегулируемой
организацией требования к осуществлению предпринимательской деятельности, строго
обязательные для выполнения всеми ее членами.
Таким
образом, введение саморегулирующих организаций будет подразумевать положения о
том, что экономическая деятельность по формированию, продвижению и реализации каких
либо товаров и услуг будет допускаться лишь только членам соответствующей
саморегулируемой организации.
Ниже
предлагается к рассмотрению попытка анализа сильных сторон и опасностей в
перспективе внедрения саморегулируемых организаций в Кыргызской Республике.
Сильные стороны
саморегулируемых организаций.
1. Деятельность
саморегулируемых организаций направлена на постоянный контроль качества за
товарами и услугами производителя и продавца, при условии, что они выступают
членами данной организации. После принятия саморегулируемой организацией
стандартов, норм и правил становиться возможным оказывать воздействие на всех
членов организации. При обнаружении каких либо нарушений или несоответствий в
товарах и услугах членов данной организации следует определенные виды санкций.
Таким образом, саморегулируемая организация выступает гарантом качества товаров
и услуг, заменяя контролирующие и проверяющие государственные органы.
2.
В
соответствии с законодательством некоторых зарубежных стран, предусматривается
барьер для членства в саморегулируемой организации юридических лиц, в составе
исполнительных органов или в составе учредителей которых находятся лица, бывшие
ранее руководителями коммерческих структур, злостно нарушавших нормы и
требования качества. Таким образом, для нарушителей создан фактический запрет
на профессию.
3.
Некоторые
юристы и предприниматели считают, что саморегулируемая организация позволит сообществу
предпринимателей разрабатывать стандарты деятельности, устанавливать для своих
членов четкие и прозрачные правила поведения на рынке, контролировать их
исполнение, вырабатывать критерии надежности участников рынка и пресекать
демпинговые войны. Это станет возможным, поскольку данной организации будет более
тесная обратная связь с рынком, а потому и больше возможностей для оперативного
реагирования.
4.
Государство
менее эффективно в деле регулирования рынка, чем бизнес. Каждая СРО сможет сама
выработать стандарты ведения бизнеса. Через систему саморегулирования участники
рынка получают легальные возможности влиять на создание приближенных к
реальности норм, требований и правил в своей сфере деятельности.
5.
Государство,
снижает бюджетные затраты, отменив проверяющие и контролирующие органы. Так, с
общими принципами саморегулирования, происходит замена существующей
государственной функции по контролю качества.
Forest Gump
Forest Gump
Комментариев нет :
Отправить комментарий