четверг, 2 октября 2014 г.

Некоторые вопросы договора концессии полезных ископаемых в Кыргызстане

Некоторые вопросы использования концессии в Кыргызской Республике.
Основная особенность концессии состоит в том, что объекты договорных отношений, главным образом месторождение, находятся в безраздельном, монопольном обладании только у государства или иного публично-правового образования. С другой стороны выступает частное лицо, принимающее на себя определенные обязательства в обмен на предоставляемые ему права. Частным лицом может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель.
В данном случае соглашение о концессии, в рамках рассмотрения теории права, изначально выступает, в виде акта наделения права (дарения, пожалования, уступки) со стороны государства, которые недоступны или ограниченно доступны в гражданском обороте.
Согласно статье 1 Закона Кыргызской Республики «О концессиях и концессионных предприятиях в Кыргызской Республике» от 6 марта 1992 года концессией признается разрешение Правительства Кыргызской Республике инвестору на осуществление определенного вида предпринимательской деятельности, связанной с предоставлением ему во временное пользование имущества, земли и ее недр.
Также в статье 1 закона Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике» от 27 марта 2003 года, инвестициями в качестве материальных и нематериальных вложений, находящихся в собственности или контролируемых прямо или косвенно инвестором, в целях получения прибыли или достижения полезного эффекта также признается концессия на поиск, разработку, добычу или эксплуатацию природных ресурсов страны.
Статья 15 закона Кыргызской Республики «О недрах» от 2 июля 1997 года установлено, что концессия на пользование недрами предоставляется на конкурсной основе в соответствии с законом «О концессиях и иностранных концессионных предприятиях в Кыргызской Республике». Плата за концессию устанавливается в зависимости от природной ценности месторождения и не может быть меньше рентной прибыли от его освоения на момент подписания концессионного договора.
Следует отметить, что существует законопроект «О горной концессии». В данном законопроекте определяется понятие «горная концессия» как право, возникающее на основании договора между Кыргызской Республикой, в лице Правительства Кыргызской Республики или Уполномоченного государственного органа по недропользованию (Концендент) и пользователем концессии (концессионером), на эксплуатацию объекта горной концессии.
Исходя из статей вышеперечисленных нормативных актов концессия включает в себя передачу государством недропользователю право пользования как таковое или исключительное право пользования месторождением.
Главной особенностью концессионного соглашения служит наличие в нем публично-правовых мотивов, элементов и условий. В отличие от гражданско-правовой сделки – это, прежде всего, особые основания для возникновения концессионных правоотношений односторонний властный акт государства или иного органа публичной власти. Такой акт — источник возникновения всех видов концессионных правоотношений.
Такое право пользования, тем более исключительное право пользования на месторождении не может быть аналогом арендного права. Концессия сопоставима здесь с титульным арендным владением и пользованием, но в действительности полнее, весомее, «качественнее» арендных прав.
Уместно в этой связи отметить, что по законодательству Германии, Франции и ряда других стран концессионеру предоставляется право на «горную собственность» и, хотя это понятие достаточно условно (уже хотя бы потому, что предоставляется временно). Тем не менее, оно выводит концессионное право пользования за пределы арендных отношений.
Действующее законодательство Кыргызской Республики предоставляет недропользователю исключительные права того же типа и объема, которые соответствуют зарубежному праву «горной собственности». Здесь также присутствие требование к имуществу. Ведь право пользования которым предоставляется концессионеру, должно быть предварительно очищено от любых чужих прав на него. Это означает, что в концессию передается в виде казенного имущества государства или муниципальных образований. Кроме того, концедент предоставляет право пользования концессионеру.
Концессия предоставляется путем проведения конкурса. Для конкурса уполномоченные органы в соответствии с их сферами ведения готовят список объектов, предлагаемых для концессий. Затем этот перечень утверждается Правительством Кыргызской Республики, также как и порядок проведения конкурсов.
В настоящее время условия и порядок предоставления концессии и заключения концессионного договора регулируется Законом Кыргызской Республики «О концессиях и концессионных предприятиях в Кыргызской Республике», Гражданским Кодексом, законом Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республики» и другими нормативными актами.

В рамках рассмотрения публично-правовых особенностей договорных отношений о концессии, следует обозначить исключительный или монопольный характер прав, предоставляемых государством (концедентом) недропользователю (концессионеру). Договор концессии заключается между Правительством Кыргызской Республики, другим уполномоченным либо специально созданным органом и концессионером. В роли концессионера здесь могут выступать иностранные государства, юридические и физические лица, а также совместные предприятия, зарегистрированные по законодательству Кыргызской Республики.

В пределах определенной территории или определенного вида деятельности, на которую концессионер получает исключительное право, не допускается аналогичная деятельность любых третьих лиц, а также самого концедента.
Говоря о понятии исключительности прав на определенный объект или вид деятельности в правовой науке Кыргызстана, важно знать, что оно признается, но в ограниченных отраслях права, например в отрасли интеллектуальной собственности. Применительно к горнодобывающей отрасли особенность исключительных прав, предоставляемых концедентом концессионеру, заключается в прерогативе концедента как органа публичной власти. Следовательно, эта прерогатива и служит источником исключительности на разведку и добычу полезных ископаемых на месторождении.
Подтвердить это суждение можно тем, что в зарубежной практике во многих концессионных договорах объектом исключительных прав является не имущество концедента, а вид деятельности – добыча полезных ископаемых.
Следует, однако, подчеркнуть, что предоставляемые концессионеру правомочия, сколь бы широкими и исключительными они ни были, никогда не меняют правосубъектности концессионера. Концессионер всегда частное лицо. Концессионный договор не может быть актом делегирования публичных, властных полномочий вышестоящего государственного органа нижестоящему. А, следовательно, нельзя на этом основании требовать от недропользователя чрезмерных и завышенных действий направленных на улучшения благосостояния местного населения и повышение потенциала социально-экономического сектора региона.
Таким, образом, исходя их вышесказанного под концессией на полезные ископаемые понимается санкционированный государством акт возмездной уступки на ограниченный срок и на строго определенных условиях частному лицу (концессионеру) известной части своих функциональных правомочий – в данном случае разведку и добычу полезных ископаемых.

Согласно статье 11 Закона Кыргызской Республики «О концессиях и концессионных предприятиях в Кыргызской Республике» платежи концессионера подразделяются на прямые и косвенные. Прямыми платежами являются:
- плата за концессию;
- арендная плата, размер которой устанавливается законодательством Кыргызской Республики;
- налоги, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.
Косвенными платежами являются:
- дополнительное инвестирование в народное хозяйство Кыргызской Республики;
- предоставление концессионером льготных кредитов;
- предоставление концессионером иных льгот юридическим и физическим лицам Республики Кыргызстан для развития торгово-экономического сотрудничества.
Под платой за концессию подразумевается твердая сумма в свободно конвертируемой или приравненной к ней валюте, размер которой определяется в ходе конкурса и является оценочной стоимостью концессионного объекта. Как правило, это платеж разовый и производится после государственной регистрации концессионного предприятия до начала его хозяйственной деятельности, если иное не предусмотрено договором.
Статья 5 проекта закона «О горной концессии» определяет состав правоотношений вытекающих из концессии на полезные ископаемые, где рассматривается несколько видов платежей:
- оговоренная доля собственности концендента в качестве рентного платежа за пользование имуществом;
- доля собственности концедента в концессионном объекте за счет собственных инвестиций;
- платежи за загрязнение окружающей среды;
- налоги и таможенные платежи;
- плата проведение оценки объекта концессии;
- плата за предоставление возможности пользования имеющейся геологической информацией об объекте концессии;
- иные платежи в соответствии с законом Кыргызской Республики «О концессии».
Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам при правительстве Кыргызской Республики разработало проект закона «О горной концессии». По мнению ведомства, привлечение инвестиций на основе концессии позволит совершить резкий скачок в развитии горнодобывающей отрасли. В настоящее время в существующий закон «О концессии» за годы своего действия, по их мнению доказал свою неэффективность. На основе концессионного договора в Кыргызстане работает только проект «Кумтор».

В отношении разработки месторождений полезных ископаемых срок действия концессии определяется до момента их полной добычи (истощения). Таким образом, концессия является своего рода альтернативой налоговому режиму, который устанавливает Налоговый кодекс.

Комментариев нет :

Отправить комментарий