1.
В
Кыргызской Республике еще нет четкой сложившейся правовой, предпринимательской
и корпоративной культуры. Нет, также, культуры разрешения потребительских
споров и конфликтов. Процесс саморегулирования сегодня не отработан в полной
мере практически ни в одной стране Содружества Независимых Государств. Все
наработки черпаются из юридической практики зарубежных стран. Процессом саморегулирования
является не только, когда отрасль сама себя регулирует. Суть ее лежит в
разработке государством мер безопасности и контроля и передаче этих функций
бизнесу. В Кыргызской Республике этот процесс не отработан, так как еще не было
никаких прецедентов. Поэтому, поспешное введение саморегулрующих организаций в
различных отраслях экономики лишь станет причиной к очередным потребительским и
техногенным конфликтам.
2.
Как
уже сообщалось порядок действия саморегулирующих организаций предусматривает
барьеры для членства в них юридических лиц, в составе исполнительных органов
или в составе учредителей которых находятся лица, бывшие ранее руководителями
коммерческих структур, злостно нарушавших нормы и требования качества. Согласно
позиции антимонопольного ведомства данный фактический запрет на профессию
является противоречащим некоторым нормам антимонопольного, административного
законодательства и Гражданскому кодексу Кыргызской Республики.
3.
С
появлением в каждой отрасли экономики саморегулируемых организаций независимый малый
и средний бизнес рискует исчезнуть, а сам рынок лишится здоровой конкуренции.
Вместе с тем, из-за низкой правовой культуры граждан данные организации не
смогут стать решением для проблемы мошенников, злостных нарушителей качества
товаров и услуг.
4.
В
силу слабой заинтересованности сегодняшней государственной власти в быстром
разрешении проблем качества товаров и услуг, есть риск, что данные проблемы
будут преднамеренно возлагаться на саморегулируемые организации.
5.
Членство
в саморегулируемой организации еще не является критерием стабильности и
надежности компании. Например, в Российской Федерации наблюдались случаи, когда
компании были хорошие аудиторские заключения, но сама компания в итоге оказывалась
на грани банкротства.
6.
На
данный момент сложно указать, сколько саморегулируемых организаций должно
действовать в одной отрасли. Необходимо нормативное закрепление допустимого
количества таких организаций. В противном случае, каждая небольшая группа
компаний будет создавать саморегулируемые организации под себя. Соответственно
и государству придется отреагировать – создать контролирующий орган либо
уполномочить какой-либо существующий уже над этими организациями. Получится,
что наряду с общегосударственным администрированием будет еще одна надстройка,
то есть субъект предпринимательсткой деятельности получит еще одно бремя.
7.
Согласно
практике зарубежных стран число членов саморегулируемых организаций должно быть
не меньше 50. Это дает возможность производить членские сборы и перечислять их в
компенсационный фонд, сформированный организацией. Средства с этого фонда идут
на возмещение вреда потребителям, пострадавшим от нарушений качества. Однако,
для многих предпринимателей данная мера не станет привлекательной, так как они не
захотят платить взносы в компенсационные
фонды за коллегу-нарушителя. Другими словами данные платежи станут
аналогичны выплатам страховой компании в случае наступления страхового случая. Идея
о саморегулируемой организации с компенсационным фондом абсурдна: успешным
компаниям придется оплачивать провалы нерадивых коллег.
8.
На
сегодняшний день в странах СНГ существующие саморегулируемые организации не
могут применять санкции к своим членам, этот механизм не прописан. Весь этот
перечень вопросов должен был проработан. Причем не только по туристической
отрасли, но и другим отраслям.
Выводы
Стандарты
и правила саморегулируемой организации должны соответствовать правилам деловой
этики, устранять или уменьшать конфликт интересов членов саморегулируемой
организации, их работников и членов постоянно действующего коллегиального
органа управления саморегулируемой организации.
Однако,
сама саморегулируемая организация пока что инородный продукт западной деловой
культуры. Это также институт общественных отношений направленный на досудебное
разрешение потребительских споров. В данном качестве он будет лишь дублировать
функции Межрайонного суда по экономическим делам судебной системы Кыргызской
Республики, торгово-промышленной палаты.
С
одной стороны, миссия саморегулируемых организаций - это препятствие
недобросовестной конкуренции, совершению действий, причиняющих моральный вред
или ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам, действий,
причиняющих ущерб деловой репутации члена саморегулируемой организации либо
деловой репутации саморегулируемой организации.
С
другой стороны, стандарты и правила саморегулируемой организации могут
устанавливать необоснованный запрет на осуществление предпринимательской
деятельности лицам не состоящими в членстве саморегулируемой организации.
Forest Gump
Комментариев нет :
Отправить комментарий