четверг, 2 октября 2014 г.

Каким может стать образование в Кыргызстане

Рассматривая сложившуюся ситуацию в системе образования страны становится очевидным, что она нуждается в совершенно новом, едином и дальновидном подходе. Обосновывая это, для начала, рассмотрим несколько наиболее явных проблем нашей системы образования.
Следует начать с того, что в системе образования не проводится никакой определенной внятной политики и не задается никакого постоянного курса. За последние 10 с лишним лет, в системе образования Кыргызстана успело поработать уже 20 министров. Политика приема в вузы абитуриентов по прежнему остается коррумпированной. В школах, особенно в старших классах началась практика дифференцирования учащихся, где есть класс для «умных» с сильной общей программой, и класс для отстающих, где программа значительно облегчена. Также, наблюдается плохая обеспеченность школ материально-техническими ресурсами. Общее количество часов обучения наших школьников составляет 1200 (для сравнения, в Финляндии это показатель составляет 800 часов, в КНР 600 часов). Наблюдается проблема квалифицированных кадров. В общем, кадровый состав школьных учителей начинает стареть (у 70% учителей стаж работы составляет от 30 до 35 лет). В школах нет единых требований по методике преподавания тех или иных предметов, и особенно языка (кыргызский, английский). Сами преподаватели, как в вузах, так и в школах, сильно перегружены, так как они берут дополнительные часы преподавания и репетиторство. При этом, общий показатель качества образования не увеличился. Наблюдается недостаток внимания родителей к процессу образования. Далеко не все родители интересуются тем, что изучают их дети и как проходит учебный процесс. Наблюдается недостаток внимания преподавателей к своей подготовке, квалификации и уровню своих знаний.
Как вывод, мы можем отметить, что система образования нуждается в выработке определенного, четкого видения. Развитие системы образования Кыргызской Республики должно рассматриваться в рамках его основных целей. На наш взгляд к таким целям следует отнести:
- формирование интеллектуальной основы для государства;
- трудоустройство и занятость;
- развитие науки.
Формирование интеллектуальной основы для государства. Исходя из этой цели становиться очевидным, что образование в масштабах всей страны направлено на создание основы государственности в целом. Система образования Кыргызстана, согласно нашему видению, должна создавать в обществе слой авторитетной, сильной и материально-обеспеченной интеллигенции. Данный слой общества выработает и укрепит морально-этические ценности, правильное понимание государственности, патриотизма, общественного развития общества. Подготовка человеческих ресурсов с высоким интеллектуальным уровнем станет также базой для формирования ориентированного на обслуживание населения корпуса государственных служащих. У граждан страны, таким образом, будет формироваться качественно новое представление о менталитете общества. Этот менталитет будет направлен на укрепление государственности, законности, правопорядка, усиление потенциала гражданского общества, искоренение коррупции. Также система образования должна создать условия для интеграции в общество и общественную жизнь всех граждан страны, независимо от происхождения, региона, культурных и этнических особенностей. Тем самым, образованный гражданин будет осознавать себя как часть единого кыргызстанского общества, а его статус в обществе станет выше.
Трудоустройство и занятость. Очень важно точно определить настоящие потребности рынка труда и востребованности тех или иных специальностей. За последние 20 лет, в стране произошло перепроизводство выпускников вузов по таким специальностям как юриспруденция, экономика, международные отношения. На данные специальности был постоянный спрос у абитуриентов при поступлении в вузы, так как это считалось престижным и существовала иллюзия, что будет легче найти на работу. В то же время по инженерно-техническим специальностям в стране наблюдается острый дефицит. Важно чтобы для всей системы образования проводился качественный анализ и мониторинг востребованности специалистов. На основании этих сведений будет возможным проводить более качественную профессиональную ориентацию учащихся старших классов и абитуриентов.
Развитие науки. Система образования должна стать основой для молодых исследователей и новаторов. Изобретения, рационализаторские предложения, различного рода технические новшества будут применимы в различных сферах только при направленности системы образования на развитие науки. Проводить изыскания в различных сферах будет возможным не только усилиями Национальной Академией Наук Кыргызской Республики, различными Научно-исследовательскими институтами, но и лабораториями наших вузов, научными кабинетами профессиональных училищ и школ.
Лаборатории и научные кабинеты, оснащенные новейшими технологиями, материально-техническая поддержка квалифицированные преподаватели и педагоги станет основой для развития науки в Кыргызстане.
Чтобы идти в ногу со временем, и не отставать от развития в мире, для нашей страны жизненно важно исследовать, открывать, создавать и эффективно применять новейшие технологии. Это даст возможность Кыргызстану занять и укрепиться в своей нише международном рынке, а также найти свою специализацию на международном разделении труда.

Для успешной и полной реализации перечисленных целей, важно наличие исходных начал, от которых следует отталкиваться и исходить при достижении этих целей. Это принципы системы образования. К таким принципам следует отнести:
- конкуренция;
- применимость новейших технологий;
- мотивация учащихся;
- повышение благосостояния.
Конкуренция.
В большей степени это касается высших учебных заведений. Контроль качества образования в вузах должен основываться на принципах конкуренции. Вуз как хозяйствующий субъект, оказывающий образовательные услуги должен рассматривать учащихся, в том числе и как клиентов. Тот вуз, чье руководство ставит своей целью исключительно извлечение прибыли, а не качество образования, быстро потеряет клиентов и будут вынужден закрыться. Конкуренция сделает образование в вузах более качественным. Главными критериями авторитета вуза для абитуриентов и учащихся станет качество предоставляемых знаний, оснащенность вуза, вероятность последующего трудоустройства, преподавательский состав, степень построения коммуникации между администрацией и студентами, студенческие акции и прочее. Среди средне специальных училищ и техникумов определяющим критерием качества станет не только качество предоставляемых знаний, но и сроки обучения. Будет вестись подготовка специалиста за более короткий срок.
Особое внимание конкурентно-способный вуз будет уделять внимание изучению иностранного языка. В процессе быстрого освоения новейших технологий не следует тратить время на перевод учебного материала на государственный или официальный язык. Пока знания не устарели, необходимо повышать способность студентов учиться и по иностранным учебным материалам. Вузы будут по настоящему конкурентно-способны, когда по их учебной программе будет возможно быстро освоить новейшие технологии и знания.
Применимость новейших технологий.
Уровень образования нашего и будущих поколений, обусловит нам построение сильной экономики, основанной на знаниях и высоких технологиях. Поэтому для нашей системы образования важна способность привлекать со всего мира новые возможности, основанные на новейших технологиях. Мы не должны ни от кого не отставать.
В процессе получения образования на всех уровнях – от школы до университета решающее значение должны играть новейшие технологии. Например, используя электронные книги (устройства для чтения материала в электронном формате) в школьной системе образования, возможно, решить проблему недоукоплектованности учебниками. На наш взгляд, для этого необходимо обеспечить школьников электронными книгами с первого класса. Для первоклассников такие электронные книги должны быть бесплатными. Электронная книга сделает возможным использовать любой пакет учебников вплоть до последнего класса. Новые возможности сделает детей более открытыми, освободятся от стереотипов и комплексов.
Мотивация учащихся.
Важно добиться того, чтобы в вузы Кыргызстана учащиеся шли не с целью получения диплома-«корочки», а знаний, которые помогут им в дальнейшем, трудоустроиться, прокормить себя и близких. Таким образом, образование станет по настоящему эффективным, когда будет вестись подготовка специалистов по востребованности рынком труда и экономическими реалиями. Для каждого вуза очень важно сделать каждого студента замотивированным в получении качественных знаний.
Кроме этого, важно сделать приоритетным повышение престижности политехнического образования в средне-специальных учебных заведениях. Нам необходимо, развивать профессиональные училища и техникумы для абитуриентов, которые намерены учиться и осваивать новую профессию. Здесь, учащиеся будут более мотивированны в хорошей учебе, чтобы освоить профессию, которая, будет востребована. В дальнейшем, выпускники смогут продолжить свое образование, поступив в высшее учебное заведение.
Повышение благосостояния.
Качественное образование позволит учащимся улучшить свое благосостояние. Важно, чтобы уже с начальной школы, учащиеся понимали, что образование способно дать шанс достичь успеха в жизни, преодолеть бедность. Получив знания и опыт, научившись определенному делу, молодые люди уже никогда не будут думать о том, как прокормить себя и близких. Они смогут включиться в новую жизнь и достичь успеха. Также, выпускники вузов будут способны не только находить рабочие места, но и создавать их – открывая собственное свое дело.

Говоря о рассматриваемых нами принципах системы образования, важно отметить и роль педагогов и преподавателей. Учитель в школе, преподаватель в училище, техникуме и вузе являются примером для подражания, носителями знаний, смелых идей, новаторства. Для преподавателей станет хорошим стимулом квалификационные и аттестационные экзамены. Учителя и преподаватели с самыми хорошими показателями смогут получать надбавки и премии. Также, для учителей школ, особенно в регионах важно проводить бесплатные тренинги по профессии, английскому языку и компьютерным навыкам. Школа, училище и вуз должны стать местом развития и перспективы. Это важно особенно в регионах, где в семьях школьников все еще невообразимая бедность. Очень важно, чтобы они учились в такой школе и с детства формировали определенный слой общества, вытягивающий их из этой бедности, делающий их социально защищенными и интегрированными в общество.
Экономическая деятельность многих хозяйствующих субъектов в силу Интернет-технологий и связи уже не может, ограничивается только государственными границами. Таким образом, выпускники вузов станут конкурентно-способными наряду с иностранными специалистами, как в самом Кыргызстане, так и за рубежом. Это позволит разрабатывать и осуществлять большие стратегические проекты собственными человеческими ресурсами, обходясь без дорогостоящих иностранных специалистов.
Поэтому, одной из самых важных задач системы образования Кыргызской Республики является повышение способности граждан воспользоваться всеми доступными возможностями для своего развития. Каждый новый успешный проект, каждое достижение в различных сферах нашей страны, мы должны превратить в продвижение каждой семьи. А потому, в среднесрочной перспективе нам необходимо расширить круг трудоустроенных граждан, провести профессиональную переподготовку и трудоустройство выпускников и студентов. Важно вести работу с повышением престижности инженерно-технических специальностей, училищ и техникумов, где будут готовиться кадры для сельского хозяйства, туризма, строительства и сферы обслуживания. Это даст десятки тысяч трудоустроенных семей, жизнь которых в результате этого станет более стабильной, защищенной и успешной. В долгосрочной же перспективе необходима масштабная реформа с внедрением новейших технологий, принципов рыночной конкуренции и международных стандартов в области преподавания.


Forest Gump

Комментариев нет :

Отправить комментарий