Государственно-частное
партнерство как институт общественный отношений имеет множество неизученных
аспектов. Особую проблему представляет возможность практической реализации
всего разнообразия организационных механизмов соглашений относительно проектов
ГЧП. В свою очередь это порождает совокупность рисков, природа которых еще мало
изучена. Некоторые риски были озвучены целым рядом иностранных и отечественных
экспертов.
Одним
из значимых рисков на институциональном уровне, специалисты в области ГЧП
рассматривают знание о ГЧП и компетентность.
Так, по словам Исполнительного директора
Центра ГЧП (Филиппины) Коссет В. Канилао одним из рисков выступает отсутствие
знаний о ГЧП как об институте[1].
Например, К.В. Канилао рассматривает опасность в отсутствии у партнеров компетентности.
Необходимы программы по построению компетентности от Центра ГЧП для
Национальных правительственных ведомств и местных государственных органов.
Представитель дирекции ГЧП
Внешнеторгбанка (Россия) Николай Мелешко обозначил отсутствие опыта в области
реализации проектов ГЧП как отдельный риск[2].
На данный момент, для успешной реализации проектов ГЧП, в Кыргызской Республике
еще нет подготовленной базы профессиональных консультантов и специалистов для
реализации проектов ГЧП.
Другая
группа экспертов сосредоточила внимание на таких рисках как отсутствие или падение спроса услугу,
а также на риске роста
стоимости услуг для конечных потребителей.
Представитель Министерства Финансов
Индии Прабхат Кумар Мишра выделяет риск недостаточного финансового разрыва
жизнеспособности[3] – то
есть способность партнера ГЧП заполнить нехватку между платой с потребителей и
общей стоимостью инфраструктуры (строительство и эксплуатация). Директор «Foster Infrastructure Pty
Ltd.» Ричард Фостер, в своем докладе отметил, что риск
спроса на использование автостоянки может не соответствовать ожиданиям[4].
Следующая
группа рисков затрагивает правовые вопросы, касательно защиты интересов
партнеров проекта ГЧП. Так, старший партнер фирмы
«Каликова энд Ассошиэйтс» Гульнара Каликова отметила такие риски как репатриация,
нестабильность законодательства, экспроприация инвестиций, а также риск неисполнения
обязательств государственного партнера[5].
По словам Г. Каликовой особое внимание представляет следующие риски:
- связанные с нестабильностью и неопределенностью
законодательства;
- правовой коллизии нормативно
правовых актов;
- связанные с экспроприацией инвестиций со стороны
государственного партнера;
- связанные с неисполнением обязательств
государственного партнера по соглашению о ГЧП[6].
В свою очередь, касательно правовых
вопросов, Исполнительный директор Центра ГЧП (Филиппины) Коссет В. Канилао
выделяет риск поглощения (совместного предприятия – авт.) заинтересованных
государственных органов (ведомств, исполнителей Центра ГЧП), а также риск
поглощения местных инвесторов и кредиторов (совместного предприятия – авт.),
чтобы оптимально соответствовать требованиям иностранных инвесторов,
кредиторов, учитывая глобальную экономическую неопределенность[7].
Исполнительный директор ГЧП, эксперт
групп в области здравоохранения Азиатско-Тихоокеанского региона Мэтью
Коллингридж в своем докладе описывает ситуацию, когда большую часть рисков
перекладывают на одного из партнеров. С другой стороны, эксперт выделил риски,
когда государственный партнер отказывается предоставить соответствующую
компенсацию[8].
Представитель Международной финансовой
группы, Эдуардо Г. Марино (Филиппины) относит к рискам касательно защиты
интересов партнеров проекта ГЧП выделяет риск досрочного прекращения соглашения
(договора) о ГЧП как со стороны частного, так и со стороны государственного
партнера. Он также отметил, что в ходе подготовки и консультаций проекта, будет
выявлен ряд специфических рисков проекта ГЧП[9].
Многосторонние
механизмы взаимоотношений в проекте ГЧП ведут к дополнительным сложностям и
вызовам для государственного и частного партнеров. Как отмечает начальник
отдела частного сектора в Центральной Азии и Закавказье Азиатского Банка
Развития Томас Миннич, только для надлежащей работы с документацией проекта ГЧП
необходимы подготовленные специалисты[10].
По прежнему будет сложным рассмотрение вопроса определения допустимой прибыли и
всех способностей проекта.
Значимую роль в преодолении
вышеперечисленных рисков, несомненно, должна сыграть четкая координация проекта
между партнерами. Это обеспечит последовательность подхода к ГЧП в различных
секторах и позволит эффективно использовать средства[11].
Необходимо четкое понимание института ГЧП наряду с сильной и эффективной
координацией.
Forest Gump
[1] Из текста
доклада К.В. Канилао
[2] Из текста
доклада Н. Мелешко
[3] Из текста
доклада Прабхат Кумар Мишра
[4] Доклад «ГЧП в
области автостоянок»
[5] Из текста
доклада Правовое регулирование ГЧП в
Кыргызстане через призму интересов частного партнера
[6]
Из текста
доклада Правовое регулирование ГЧП в
Кыргызстане через призму интересов частного партнера
[7] Исполнительный
директор Центра ГЧП (Филиппины) Коссет В. Канилао
[8] Доклад: Средства
необходимые для успешного развития реализации ГЧП в здравоохранении
[9] Доклад:
Содействие разработке и реализации проекта максимальной государственной
поддержки
[10] Начальник отдела
частного сектора в Центральной Азии и Закавказье Азиатского Банка Развития
Томас Миннич
Комментариев нет :
Отправить комментарий