понедельник, 13 октября 2014 г.

Какие есть риски у проектов Государственно-частного партнерства в Кыргызстане

Государственно-частное партнерство как институт общественный отношений имеет множество неизученных аспектов. Особую проблему представляет возможность практической реализации всего разнообразия организационных механизмов соглашений относительно проектов ГЧП. В свою очередь это порождает совокупность рисков, природа которых еще мало изучена. Некоторые риски были озвучены целым рядом иностранных и отечественных экспертов.

Одним из значимых рисков на институциональном уровне, специалисты в области ГЧП рассматривают знание о ГЧП и компетентность.
Так, по словам Исполнительного директора Центра ГЧП (Филиппины) Коссет В. Канилао одним из рисков выступает отсутствие знаний о ГЧП как об институте[1]. Например, К.В. Канилао рассматривает опасность в отсутствии у партнеров компетентности. Необходимы программы по построению компетентности от Центра ГЧП для Национальных правительственных ведомств и местных государственных органов.
Представитель дирекции ГЧП Внешнеторгбанка (Россия) Николай Мелешко обозначил отсутствие опыта в области реализации проектов ГЧП как отдельный риск[2]. На данный момент, для успешной реализации проектов ГЧП, в Кыргызской Республике еще нет подготовленной базы профессиональных консультантов и специалистов для реализации проектов ГЧП.

Другая группа экспертов сосредоточила внимание на таких рисках как отсутствие или падение спроса услугу, а также на риске роста стоимости услуг для конечных потребителей.
Представитель Министерства Финансов Индии Прабхат Кумар Мишра выделяет риск недостаточного финансового разрыва жизнеспособности[3] – то есть способность партнера ГЧП заполнить нехватку между платой с потребителей и общей стоимостью инфраструктуры (строительство и эксплуатация). Директор «Foster Infrastructure Pty Ltd.» Ричард Фостер, в своем докладе отметил, что риск спроса на использование автостоянки может не соответствовать ожиданиям[4].

Следующая группа рисков затрагивает правовые вопросы, касательно защиты интересов партнеров проекта ГЧП. Так, старший партнер фирмы «Каликова энд Ассошиэйтс» Гульнара Каликова отметила такие риски как репатриация, нестабильность законодательства, экспроприация инвестиций, а также риск неисполнения обязательств государственного партнера[5]. По словам Г. Каликовой особое внимание представляет следующие риски:
- связанные с нестабильностью и неопределенностью законодательства;
- правовой коллизии нормативно правовых актов;
- связанные с экспроприацией инвестиций со стороны государственного партнера;
- связанные с неисполнением обязательств государственного партнера по соглашению о ГЧП[6].
В свою очередь, касательно правовых вопросов, Исполнительный директор Центра ГЧП (Филиппины) Коссет В. Канилао выделяет риск поглощения (совместного предприятия – авт.) заинтересованных государственных органов (ведомств, исполнителей Центра ГЧП), а также риск поглощения местных инвесторов и кредиторов (совместного предприятия – авт.), чтобы оптимально соответствовать требованиям иностранных инвесторов, кредиторов, учитывая глобальную экономическую неопределенность[7].
Исполнительный директор ГЧП, эксперт групп в области здравоохранения Азиатско-Тихоокеанского региона Мэтью Коллингридж в своем докладе описывает ситуацию, когда большую часть рисков перекладывают на одного из партнеров. С другой стороны, эксперт выделил риски, когда государственный партнер отказывается предоставить соответствующую компенсацию[8].
Представитель Международной финансовой группы, Эдуардо Г. Марино (Филиппины) относит к рискам касательно защиты интересов партнеров проекта ГЧП выделяет риск досрочного прекращения соглашения (договора) о ГЧП как со стороны частного, так и со стороны государственного партнера. Он также отметил, что в ходе подготовки и консультаций проекта, будет выявлен ряд специфических рисков проекта ГЧП[9].

Многосторонние механизмы взаимоотношений в проекте ГЧП ведут к дополнительным сложностям и вызовам для государственного и частного партнеров. Как отмечает начальник отдела частного сектора в Центральной Азии и Закавказье Азиатского Банка Развития Томас Миннич, только для надлежащей работы с документацией проекта ГЧП необходимы подготовленные специалисты[10]. По прежнему будет сложным рассмотрение вопроса определения допустимой прибыли и всех способностей проекта.
Значимую роль в преодолении вышеперечисленных рисков, несомненно, должна сыграть четкая координация проекта между партнерами. Это обеспечит последовательность подхода к ГЧП в различных секторах и позволит эффективно использовать средства[11]. Необходимо четкое понимание института ГЧП наряду с сильной и эффективной координацией.

Forest Gump



[1] Из текста доклада К.В. Канилао
[2] Из текста доклада Н. Мелешко
[3] Из текста доклада Прабхат Кумар Мишра
[4] Доклад «ГЧП в области автостоянок»
[5] Из текста доклада Правовое регулирование ГЧП в Кыргызстане через призму интересов частного партнера
[6] Из текста доклада Правовое регулирование ГЧП в Кыргызстане через призму интересов частного партнера
[7] Исполнительный директор Центра ГЧП (Филиппины) Коссет В. Канилао
[8] Доклад: Средства необходимые для успешного развития реализации ГЧП в здравоохранении
[9] Доклад: Содействие разработке и реализации проекта максимальной государственной поддержки
[10] Начальник отдела частного сектора в Центральной Азии и Закавказье Азиатского Банка Развития Томас Миннич
[11] Министерство Финансов КР – Роль ГЧП в условиях ограниченного бюджета.

Комментариев нет :

Отправить комментарий