четверг, 16 октября 2014 г.

Гос-частное партнерство как инструмент по реализации молодежной политики в области спорта

Переход Кыргызстана к рыночным отношениям в 90-е годы характеризовался как период отсутствия продуманного и взвешенного подхода по вопросам государственной политики в отношении физической культуры и спорта. По материалам Стратегии развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы вопросы развития физической культуры и спорта являются остаются актуальной проблемой[1].
Однако, в настоящее время наблюдается проблемная ситуация в виде плохого состояния системы спортивной инфраструктуры в регионах Кыргызской Республики. При этом, под системой спортивной инфраструктуры мы рассматриваем спортивные инженерные сооружения (спортивные залы, места проведения тренировок, спортплощадки, специальные помещения, склады, спортивный инвентарь, коммуникации – свет, водопровод, сток), а также систему преемственности поколений между инструкторами спортивных секций и тренерского состава. К причинам проблемной ситуации можно отнести такие факты как:
·      Недостаточное финансирование со стороны государственных органов и органов местного самоуправления.
·      Некомпетентное управление системой спортивных сооружений.
·      Неточное исполнение положений Закона Кыргызской Республики «Об основах государственной молодежной политики» от 31 июля 2009 года.
Показатели состояния здоровья различных групп населения, включая детей и подростков ухудшаются, массовость физической культуры и спорта достигает всего 6-7%, что ниже порогового уровня безопасности генофонда народа (15%); более половины молодежи призывного и допризывного не выполняет норм и требований по физической подготовке[2].
Более того, как в регионах, так и в центре повсеместную популярность получают практически только боевые виды спорта (самбо, карате, дзюдо, борьба). Этот факт способен серьезно исказить существующее представление о спорте и его воспитательно-оздоровительной функции, поскольку в такие секции записываются молодые люди с целью получить навыки по методическому причинению среднего и тяжкого вреда здоровью.
Согласно пункту пятому статьи сорок четыре Конституции Кыргызской Республики от 27 июня 2010 года государство создает условия для развития физической культуры и спорта. В разделе 5.4 Стратегии развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы следует, что стратегические цели развития физической культуры и спорта – это создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры.
Согласно частям 1, 2 и 7 статьи 4 Закона Кыргызской Республики «Об основах государственной молодежной политики» от 31 июля 2009 года достижение цели государственной молодежной политики лежит через реализацию таких задач как:
·      создание условий для социализации;
·      формирование духовно-нравственных ценностей и культуры;
·      содействие в создании условий для досуга и развития творческого потенциала.
В Законе КР «Об основах государственной молодежной политики» предусмотрена реализация мер по защите и укреплению здоровья молодых граждан и проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение, пресечение вовлечения молодежи в противозаконную деятельность[3].
Таким образом, существующая нормативно правовая база в отношении вопросов развития физической культуры и спорта в Кыргызской Республике позволяет реализовать государственную политику. Однако, существуют препятствия к реализации данной политики в полной мере. Рассмотрим некоторые из них:
- Недостаточное финансирование спортивных секций и клубов со стороны государственных органов;
- Слабая пропаганда спорта и здорового образа жизни. Большая часть молодежи в регионах практически не вовлекается в спортивные и оздоровительные программы.
Таким образом, основной проблемой выступает непоследовательное и неточное исполнение государственной молодежной политики, а также неэффективность мер государственной политики по спортивному воспитанию молодежи и ее приобщению к здоровому образу жизни. Все это привело к упадку системы спортивной инфраструктуры в областях.
В условиях, когда государство оказывается не в состоянии обеспечить адекватное и своевременное финансирование образования из республиканского бюджета, оно может найти способ успешно привлекать частного инвестора для решения социальных задач.
Одним из решений обозначенной проблемы предлагается применение модели государственно-частного партнерства в области совместного возведения и управления спортивных объектов. Здесь повышение эффективности управления ресурсами системы спортивных сооружений возможно на основе комплексного внедрения инновационных, организационных и экономических механизмов управления.
Согласно статье 1 Закона КР «О государственно-частном партнерстве» от 22 февраля 2012 года (далее – Закон КР о ГЧП) государственно-частным партнерством является долгосрочное (до 50 лет) взаимодействие государственного и частного партнеров по вопросам привлечения государственным партнером частного партнера к проектированию, финансированию, строительству, восстановлению, реконструкции объектов, а также по управлению существующими или вновь создаваемыми объектами, в том числе инфраструктурными.
В рамках решаемой проблемы проекты ГЧП, направленные на формирование нормальной системы спортивных сооружений в регионах, будут, предположительно иметь модель BOOT (Build, Own, Operate, Transfer - строительство - владение - эксплуатация/управление - передача[4]). При такой модели частный партнер получает правомочие не только пользования, но и владения объектом в течение срока действия соглашения, после чего он передается органам государственной власти.
В данном случае необходимо рассматривать реализацию проекта ГЧП как на базе уже существующей общеобразовательной школы, либо спортивного объекта находящегося в государственной или муниципальной собственности. Также нельзя исключать возможность возведения и новых спортивных объектов на месте старых, пришедших в негодность. При реализации правомочий «Own – владение» частный партнер будет иметь возможность извлекать прибыль и окупать свои вложения.
Следует также учитывать, что государство, как правило, не может полностью отказаться от своего присутствия в этих сферах, и вынуждено сохранять контроль либо над определенным имуществом (например, оставаться собственником)[5]. Это позволяет привлечь недостающие средства и ликвидировать дефицит ресурсов, необходимых для модернизации[6]. При этом государство должно гарантировать законодательством и заключаемыми договорами возврат инвестору вложенных средств, а также обязуется взять на себя часть рисков проекта.
Проекты государственно-частного партнерства представляет собой совместную реализацию ответственности у государственного и частного партнера, где с одной стороны, позволяет государству решать проблемы с финансированием системы спортивной инфраструктуры и социальных программ, а с другой – дает возможность частному бизнесу инвестировать и извлекать прибыль.

Форест Гамп



[1] Стратегия развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы
[2] Стратегия развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы
[3] В Законе КР «Об основах государственной молодежной политики» от 31 июля 2009 года дается определение термину «неорганизованную молодежь», как не вовлеченные в общественно полезную деятельность молодые граждане, не реализующие имеющиеся возможности посредством занятости, повышения образования и реализации других форм гражданского участия
[4] Дерябина М.А. Теоретические и практические проблемы государственно-частного партнерства, - Институт экономики РАН, 2011
[5] Лотова И.П. Государственное-частное партнерство в системе образования Приволжского Федерального округа: состояние, проблемы, перспективы развития
[6] Селезнев П. ГЧП повысит качество образовательных услуг. http://www.rg.ru/2011/05/24/seleznev.html

Комментариев нет :

Отправить комментарий