На
сегодняшний день муссируется очень много разговоров относительно состояния
системы изучения кыргызкого языка. Один из наболевших вопросов - почему до сих пор обучение госязыку не эффективно?
Предлагаем к рассмотрению следующие тезисы - так называемые симптомы проблемы, дающие возможность осмыслить некоторые факторы.
1.
Проблема
нехватки педагогов с качественными навыками для изучения кыргызского языка для
всех слоев населения и в любом ракурсе (социальный, этнический, региональный);
2.
Кыргызский
язык стал инструментом различных политических сил. Иногда их популистские
высказывания способны негативно отразиться на общественно-политическую ситуацию
в стране;
3. Неэффективная
методология преподавания государственного языка в дошкольных учреждениях,
школах и в вузах. Данная проблема существует в школах как с кыргызским уклоном,
так и не с кыргызским. В учебных учреждениях нет качественной
научно-методологической литературы. Проблема эффективности методологии
преподавания кыргызского языка рассматривалась руководством страны. Методологическая
основа преподавания кыргызского языка была разработана еще в 1989 году. В
течении более чем двадцати лет методология немного дорабатывалась, но в целом
осталась неизменной.
Особенно
остро сказывается отсутствие эффективной методики преподавания государственного
языка в школах с не кыргызско-язычным обучением.
4.
Слабый
учебный материал. Симптом проблемы вытекает из предыдущего – методологии. Без качественной методологии
весьма трудно создать учебный материал по кыргызскому языку. В настоящее время
в учебниках школ и вузов встречаются орфографические ошибки, а лексика
упражнений вообще не соотнесена с возрастом обучающихся.
5.
Низкая
мотивация к его изучению государственного языка в обществе среди тех, кто не
владеет им хорошо.
6.
Отсутствие официального
аккредитованного Образовательного стандарта знания кыргызского языка. В связи с
этим нет способов определения уровня знаний кыргызского языка. Сложно сказать
на каком уровне и какой объем знаний языка должны знать в детских садах,
школах, вузах, государственных учреждениях.
7.
Низкий уровень владения государственным
языком среди этнических меньшинств. В Кыргызской Республике говорят на
кыргызском языке около 73 % населения (до 3,7 миллиона человек)[1]. И
только для 2-3% граждан из этого числа (отчет ЮНИСЕФ) кыргызский язык является
не родным, знания его приобретены не в семье. Обучение государственному языку в
системе среднего и высшего образования, среди этнических меньшинств
осуществляется неэффективно.
Остается только добавить, что для эффективного изучения госязыка необходимы условия в виде состоятельной государственной политики и поддержки общества. Насколько существующая государственная политика будет ориентирована к проблеме покажет время.
Виктор Незабиватько
Комментариев нет :
Отправить комментарий