четверг, 23 октября 2014 г.

Некоторые причины не эффективного внедрения и изучения государственного языка

На сегодняшний день муссируется очень много разговоров относительно состояния системы изучения кыргызкого языка. Один из наболевших вопросов - почему до сих пор обучение госязыку не эффективно?
Предлагаем к рассмотрению следующие тезисы - так называемые симптомы проблемы, дающие возможность осмыслить некоторые факторы.

1.   Проблема нехватки педагогов с качественными навыками для изучения кыргызского языка для всех слоев населения и в любом ракурсе (социальный, этнический, региональный);
2.   Кыргызский язык стал инструментом различных политических сил. Иногда их популистские высказывания способны негативно отразиться на общественно-политическую ситуацию в стране;
3. Неэффективная методология преподавания государственного языка в дошкольных учреждениях, школах и в вузах. Данная проблема существует в школах как с кыргызским уклоном, так и не с кыргызским. В учебных учреждениях нет качественной научно-методологической литературы. Проблема эффективности методологии преподавания кыргызского языка рассматривалась руководством страны. Методологическая основа преподавания кыргызского языка была разработана еще в 1989 году. В течении более чем двадцати лет методология немного дорабатывалась, но в целом осталась неизменной.
Особенно остро сказывается отсутствие эффективной методики преподавания государственного языка в школах с не кыргызско-язычным обучением.
4.   Слабый учебный материал. Симптом проблемы вытекает из предыдущего – методологии. Без качественной методологии весьма трудно создать учебный материал по кыргызскому языку. В настоящее время в учебниках школ и вузов встречаются орфографические ошибки, а лексика упражнений вообще не соотнесена с возрастом обучающихся.
5.   Низкая мотивация к его изучению государственного языка в обществе среди тех, кто не владеет им хорошо.
6.   Отсутствие официального аккредитованного Образовательного стандарта знания кыргызского языка. В связи с этим нет способов определения уровня знаний кыргызского языка. Сложно сказать на каком уровне и какой объем знаний языка должны знать в детских садах, школах, вузах, государственных учреждениях.
7.   Низкий уровень владения государственным языком среди этнических меньшинств. В Кыргызской Республике говорят на кыргызском языке около 73 % населения (до 3,7 миллиона человек)[1]. И только для 2-3% граждан из этого числа (отчет ЮНИСЕФ) кыргызский язык является не родным, знания его приобретены не в семье. Обучение государственному языку в системе среднего и высшего образования, среди этнических меньшинств осуществляется неэффективно.

Остается только добавить, что для эффективного изучения госязыка необходимы условия в виде состоятельной государственной политики и поддержки общества. Насколько существующая государственная политика будет ориентирована к проблеме покажет время.

Виктор Незабиватько


[1] www.stat.kg

Комментариев нет :

Отправить комментарий