четверг, 11 июля 2013 г.

Есть ли идеология у политических партий Кыргызстана

Согласно издавна сложившемуся представлению об общественном строе страны всегда будет актуальной мысль о наличии какой-либо национальной или политической идеи, выражающая интересы всего населения или подавляющей ее части. С того момента, как советское государство, почти семьдесят лет осуществлявшее тоталитарную пропаганду идеологии коммунистической партии прекратило свое существование, наше общественное сознание стало открытым для множества разнообразных ценностей, идей и принципов, которые очень прочно вошли в нашу повседневную жизнь.
С этой точки зрения, весьма привычно наблюдать за разнообразием идей и взглядов, которые существуют в нашем обществе под лозунгами многочисленных партий, движений и неправительственных организаций.
Многообразие политических партий создает в Кыргызстане плюрализм политических идеологий. В связи с тем, что на данный момент государством еще не разработана четкая и актуальная концепция общегосударственной идеологии, каждая партия стремиться предложить обществу свое видение. Это создает эффект «лоскутного одеяла», что зачастую дезориентирует общество. Лидеры политического марафона нескольких последних месяцев и занимающие места в законодательном органе страны не являются исключением.
Понятие термина «идеология» рассматривается рядом учебных изданий и словарей как система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей друг к другу, к социальным проблемам и конфликтам. В это понятие включены цели политической и социальной деятельности, которая направлена на закрепление или развитие общественных отношений. Попытаемся обозначить идеологии данных политических партий.

Социалистическая партия «Ата-Мекен».
В основу социалистической идеологии партии закладывается модель экономической и социально-политической системы, где важнейшей категорией выступает общественный контроль над процессом производства и распределения доходов.
В своем интервью Международной информационной Группе «Интерфакс» (Interfax Information Services Group) Председатель Социалистической партии «Ата-Мекен» Омурбек Чиркешович Текбаев отмечает, что фактически члены партии придерживаются социал-демократических ценностей и идей. В то же время партия является членом Социалистического Интернационала и разделяет базовые ценности международного социалистического движения[1]. «Мы не приемлем рыночный радикализм, приводящий к тотальной коммерциализации общественной жизни, беспощадной эксплуатации трудящихся и природных ресурсов страны», - заявляет Омурбек Черкешович, - «Мы за рыночную экономику, но против рыночного общества»[2].
Таким образом, основная идеологическая платформа Социалистической партии «Ата-Мекен» основывается на социал-демократических ценностях, пропагандируя путь к повышению благосостояния и безопасности через расширение общественного контроля, социальной базы управления и ответственности чиновников. Вместе с этим идеологическая база дополнена такими социалистическими принципами как широкий общественный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов и сбалансированная концепция бизнес этики.

Социал-демократическая партия Кыргызстана
Социал-Демократическая Партия Кыргызстана придерживается стержневой идейно-политической концепции социал-демократического движения. Идеология данной партии пытается соединить в себе представления об обществе социальной справедливости с рядом либеральных идей и ценностей.
Сама социал-демократическая идеология исходит из приоритета постепенной эволюции общества в направлении строя социальной справедливости и равенства граждан независимо от их общественного положения. Здесь идеологи ставят перед собой задачу сделать современное общество обществом наибольшей экономической эффективности и наибольшей свободы, без умаления равенства всех членов общества. В ней также просматривается идея о постепенной эволюции общества в направлении строя социальной справедливости и равенства граждан независимо от их общественного положения.
Важнейшей особенностью построения социал-демократического государства, по мнению западных экспертов, является прежде всего то, что оно, по сравнению с либеральным или любым иным проектируемым для создания в переходный период государством, обладает максимально высоким уровнем социальной ответственности перед населением[3].
Так, например, партия СДПК ставит перед собой стратегическую цель - построение в республике подлинно демократического, правового, гражданского общества с высоким жизненным уровнем, с гарантией всем членам равных условий социальной защищенности[4]. Что касается стержня партийной идеологии СДПК, то им здесь является предоставление гражданам политических свобод и перечень социальных обязательств, поставленных перед государством.

Политическая Партия «Республика».
Не малый интерес общественности вызывает Политическая Партия «Республика». Вставая на защиту интересов предпринимателей, объявляя о свободе индивидуальной и групповой предпринимательской деятельности партия приобрела черты либерализма. Более того, идея об умеренном государственном вмешательстве в экономические процессы (только в целях стабилизации экономики), обеспечение здоровой конкуренции и свободного рынка, а также меры по обеспечению неприкосновенности частной собственности определяет некоторые программные приоритеты партии как социал-демократические.
Партией также декларируется идея о перераспределении части доходов в интересах менее обеспеченных слоев населения, а Кыргызстан объявляется социально ориентированной страной.
Председатель исполнительного комитета Политической Партии «Республика» Эсеналиев Досалы Акпаралиевич рассматривает партийную идеологию как центриско-либеральную. Также он отмечает, что партийная идеология включает в себя и положения левацкого толка.
В соответствии с концепцией центристко-либеральной идеологии основными приоритетами партии является перечень экономических реформ затрагивающих вопросы гарантированной системы защиты прав всех форм собственности[5] и обеспечения «индивидуальных прав и свобод» необходимых для развития «цивилизованного» капитализма.
Исходя из приведенных доводов следует, что программное заявление Политической Партии «Республика» основывается на центриско-либеральной идеологии с левацким уклоном.
Согласно основным постулатам либерализма государству в отводиться, по сравнению со стихийными процессами саморегуляции, происходящими в различных сферах жизни общества и экономики, довольно заурядная роль[6]. Однако, центристская направленность партийной идеологии и умеренный подход к постулатам либерализма (частичное государственно-правовое регулирование экономических процессов[7]) позволяет сформировать широкую платформу для объединения экономически активных членов общества.

Политическая Партия «Ар-Намыс» (партия Достоинства)
В одном из своих интервью в газете «Общественный рейтинг» Председатель политической партии «Ар-намыс» Феликс Шаршенбаевич Кулов отмечает, что партийная идеология основывается на умеренных либеральных принципах[8].
Вместе с этим, член партии Виталий Искаков отмечает, что по своим основным принципам партия остается центристской[9]. Приверженность к такой идеологии объясняется тем, что центризм, на его взгляд, может стать опорой эффективного государства.
Таким образом, делая попытку охарактеризовать идеологию Политической Партии «Ар-Намыс», становиться очевидным, что партия строит свою идеологическую концепцию на идеях либерального и центристского толка.
Это значит, что членами партии выбрана совокупность компромиссных вариантов текущего управления страной взятых как от идеологии правого толка (либерализма), так и левого (социалистского) толка. В целом, центризм партии как таковой, может быть выражен своим отказом доминирования левой или правой идеологии.
Программа Политической Партии «Ар Намыс» включает в себя широкий перечень принципов направленных на обеспечение верховенства прав человека и полноценного функционирования гражданского общества.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте партии ее идеологическую позицию формирует ряд таких идей как прозрачность и предсказуемость руководителей в их политике, ответственности должностных лиц и их подконтрольность гражданскому обществу. Эти приведенные выше положения выражают принцип баланса между идеалами левых и правых, охватывая интересов всех социальных групп населения.

Патриотическая партия «Ата-Журт»
Согласно убеждениям членов патриотической партии «Ата-Журт», государство несет обязанность одновременно обеспечивать равномерное развитие всех регионов Кыргызстана. По словам лидера Патриотической партии «Ата-Журт» Камчыбека Кыдыршаевича Ташиева, сделанном в интервью с Радиостанцией «Азаттык», необходимо создание условий для развития многообразия языков, культур и образований[10].
Итак, партийная идеология данной политической партии имеет позицию умеренного национализма. Основным ее выражением идеологии партии выступает формирование у общества ответственности за судьбу кыргызского народа и будущее. Особо следует отметить идею партии о значимости «чувства ответственности кыргызов», как титульной нации перед другими национальностями[11].
Депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Марат Абдыразакович Султанов отмечает, что идеология партии также основывается на идеологии патриотизма.
Идеологическая платформа партии формируется на позиции, в которой любая хорошая идея должна быть тесно связана с историей, традициями, интеллектуальным наследием и менталитетом народа. Следовательно, идеология партии «Ата-Журт» делает упор не поиска баланса между идеологиями правой или левой направленности, а разработана на основе национальных интересов кыргызского народа и всех кыргызстанцев[12].
Идеология национализма, озвученная лидером Патриотической партии «Ата-Журт» строго обозначена в границах закона и выражает специфические интересы нации как социальной общности, стремлением сохранения и развития языка, национальной культуры, а также прогрессивных обычаев и традиций.

Рассмотрев программные заявления четырех политических партий, следует отметить, что большая часть из них избрали идеологию либерального толка. Приверженность основополагающим принципам либерализма, позволяет в сложных экономических и социальных условиях скорректировать ряд важных социально-экономических взглядов, адаптировав многие новые идеи, в том числе и характерные для других идеологий.
Так, например, в своих убеждениях члены партии «Ата-Мекен» совершают лавирование между идеологиями левого толка и социал-демократии. Эта своеобразная «неопределенность» не способствует четкому определению границ идеологической концепции партии.
Партия СДПК вырисовывает базовые положения идеологии социал-демократического движения. Однако, идеология партии сама оп себе не адаптирована к общественно-экономическим реалиям общества и государства в целом.
Либеральную направленность партии «Республика» выражает готовность защищать интересы всех членов общества осуществляющих предпринимательскую деятельность. Что касается идей левого толка, то она на наш взгляд больше исходит из принципа социальной справедливости, где капитализм обретает ответственность перед обществом.
Партия «Ар-намыс», имея значительный опыт во взаимодействии с органами власти, особенно, в отношении защиты политических прав и свобод человека в качестве оппозиционной силы, позиционирует свою идеологию как либеральную. Однако центристскую позицию партийцы могут выразить только в снижении роли государства, главным образом в экономических процессах.
Идеологический стержень партии «Ата-Журт» составлен не на предложении обществу какой-либо идеи, а отражает вопросы «о наболевшем». Сама идеологическая концепция данной партии строиться больше не на идеях левого или правого толка, а непосредственно на принципе ответственности титульной нации перед другими этносами.

Интересен то факт, что ни одна из перечисленных партий не избрала для себя идеологическую концепцию в чистом виде.
Что касается национальной идеологии, то у каждой партии ее положения, так или иначе, отражены в качестве принципов объединения и диалога, выражения интересов всего населения страны. Здесь имеются в виду не только интересы кыргызской части населения, но и всех граждан независимо от национальной принадлежности.
В своей деятельности политические партии видят задачу придать идеологии доступную и привлекательную форму, нередко за счет выражения и защиты интересов широких слоев населения. Это дает возможность привлечения к себе внимания и приобретение максимально большего числа сторонников, а также сформировать в них определенные убеждения, прежде всего политические и нравственные[13].
Такой подход во многом объясняется стремлением политических партий приспособиться к меняющейся исторической обстановке. Несовершенство положений идеологий, расплывчатость задач и целей, декларируемых некоторыми политическими партиями может быть обусловлена отсутствием в партии людей, которые могли бы ее выработать. Очень сложно найти в разнородном, поляризованном обществе базовые ценности и идеалы, однозначно интерпретируемые разными группами населения.
В настоящее время идеологии политических партий представляют из себя чаще программные ориентиры и положения. Однако большая часть из них не имеет четкого и структурного отображения.

Санжар Абакиров



[1] По материалам сайта www.atameken.kg
[2] По материалам Международной информационной Группе «Интерфакс». www.interfax.ru
[3] Aslund A. The Role of the State in the Transition to Capitalist // Moore Y. (ed.). Legacies of the Collapse of Marxism. L., 1994. P.181
[6] М.Н. Марченко Проблемы теории государства и права. – М.: Проспект, 2006. – С.236
[7] См. тамже. – С.236
[8] Газета «Общественный рейтинг» // №14 (430), 16-22 апреля 2009 год.
[9] Виталий Искаков «Ар-Намыс» монолит, и кусать нас далеко не безопасно. Партийная учеба - главное в работе парламента.// Интервью членов партии. - 16 декабря 2006 года. www.ar-namys.org
[10] www.gezitter.org
[11] www.gezitter.org
[13] Тузиков А. Р. Идеология и медиа-конструирование социальной реальности в современных западных обществах // Социально-гуманитарные знания. - 2003.- №1. - С. 213

Комментариев нет :

Отправить комментарий