вторник, 9 июля 2013 г.

Эволюция в умах

Уже пора признать, что множество попыток как-то улучшить ситуацию в стране посредством разнообразных мер ни к чему не приводит. Вопрос, пожалуй, стоит уже не в отсутствии у наших граждан каких-то навыков управления, финансовых вливаний иностранных компаний и доноров или «открытого контроля сверху». Несомненно, причина наших неудач лежит в нашем сознании и в менталитете. Многочисленные беседы о не соответствии менталитета граждан современным жизненным реалиям и стандартам никак не помогают нам решить эту проблему. А всем ли известно, что же на самом деле представляет из себя «менталитет» и стоит ли вообще его менять?

Страницы справочников и философских изданий широко и ясно раскрывают понятие «менталитет». Это образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих индивиду или группе лиц. С этой позиции менталитет включает в себя такие положения как восприятие окружающей среды, традиции, привычки, умственные навыки и духовные установки. Но каждый ли задумывается над тем, насколько эти положения имеют ценность для нас и насколько мы готовы стремиться к сохранению этой ценности.

Известно, что у каждой группы будь то нация или клуб имеется свой перечень ценностей, который непосредственно объединяет эту группу, задает ее членам общность и идентичность образуя тем самым систему ценностей. В нашем случае, рассматривая систему ценностей кыргызстанцев, следует учитывать что этот процесс динамичен, он подвержен постоянному влиянию со стороны средств массовой информации, политических событий в стране, изменениям экономической ситуации и разных видов стресса.

Возможно поэтому лучше всего стоит начать с того в каких формах проявляется кыргызстанский менталитет. Нет сомнений в том, что многие положения менталитета по которым живут сейчас граждане пагубно сказывается на всех сферах жизни включая не только политику, но и образование, безопасность, бизнес. Последний, на наш взгляд, постепенно методом проб и ошибок разработал способы исключения не выгодных положений ментальности с целью избежать потерю прибыли.

Однако в других сферах самым явным атрибутом являются прецеденты кумовства, трайбализма и «телефонного права». Помимо этого, вредоносным положением является тенденция давать взятку или откат везде, где это возможно, с целью гарантии своих интересов и прав, порождая тотальную коррупцию. Другим положением, не менее общественно-опасным, можно назвать явление, когда общество ясно осознает пагубность тех или иных действий с отсутствием стремления что-то менять. Этот перечень очень большой, и, возможно, перечислить все вредоносные положения ментальности общества не хватить общей тетради. Ясно здесь одно - тенденции к изменению в лучшую сторону не наблюдается.
От проблемы никуда не уйти, поскольку она в нас самих. Многие неоднократно заявляют себе и другим: “Пора начинать с себя!”. Только как и когда – никто не знает. Примеров того, как можно преодолеть этот недуг, не так много, способов и приемов по изменению менталитета в обществе еще никто не представил. Однако, совсем не обязательно создавать искусственые барьеры.

На самом деле серьезным фактором по изменению менталитета в прогрессивную сторону может стать какой-либо перелом. И перелом такой должен быть в изменении системы ценностей у кыргызстанцев.

Система ценностей
В полемике об изменении менталитета существует множество предложений и мнений. Кто-то считает, что менять менталитет не имеет смысла, так как исторический процесс сам задает тенденцию для развития. Другие считают, что менталитет менять следует, но прежде необходимо перевоспитать самого себя. Так или иначе, на коренное изменение менталитета должно повлиять изменение ценностей, а основная ценность в условиях современного состояния страны, на наш взгляд, – это экономическая целесообразность.

Большую часть общества на данный момент беспокоит вопрос о благосостоянии и удовлетворении своих потебностей. Здесь важно указать на примеры выгоды и рациональности жизнедеятельности. Так, например, важно показать, что быть старательным студентом намного выгоднее, чем “разводить” предмет. Очень выгодно нанимать компетентного специалиста, который своим потенциалом принесет большие дивиденды предприятию, нежели брать на работу менее профессионального родственника. Конечно, не всегда студенты сами предлагают взятку, как и работодатель не всегда имеет возможность сказать нет чьим-то покровителям.

Другая проблема - это растрата экономических ресурсов. Так, Мурат Суюнбаев в своей работе «Кыргызстан: вызовы развития государства и общества» отмечает, что многие граждане страны не вкладывают в развитие имеющиеся ресурсы. Те накопленные порой кропотливым трудом финансовые и иные средства часто идут не на развитие бизнеса, локальной инфраструктуры, культуры и образования, а на традиционные мероприятия. Например, Мурат Суюнбаев пишет, что «растранжиривание имеющихся ресурсов стало чем-то вроде национальной традиции, и этот процесс, стоит подчеркнуть, в определенной степени сакрализован, то есть, освящен «обычаями предков», которые каждый якобы обязан свято соблюдать» .

И вправду, на данный момент демонстрация «изобилия» и прочих атрибутов состоятельного положения в обществе, которая присуща традиционным мероприятиям, весьма капиталоемка. Всякий раз, когда решается вопрос о проведении значимых в жизни человека мероприятий (рождение ребенка, свадьба, похороны, шерине и др.) встает вопрос о привлечении большого количества ресурсов. Несмотря на это, мы продолжаем делать большие затраты с внутренним убеждением высокой ценности этих мероприятий как для себя, так и для окружающих. «Свадьбы и похороны не так часто бывают, но никак нельзя обойтись без поминок, праздников в честь рождения детей, круговых шерине – просто посиделок сородичей» .

Помимо этого, к вопросу о престижности и дороговизне многих предметов, например таких как автомобиль, нам стоит также изменить отношение. В любом разговоре о чем-то важном почти всегда встает вопрос – «зачем?». Например, в США современное поколение американцев принципиально рассматривает автомобиль как средство передвижения. Они первыми начали покупать японские машины и хвастаться родителям, что эти машины не тратят бензина и не ломаются. Как мы видим, здесь ярко просматривается экономическая целесообразность на расходование средств на транспорт. Конечно, приобретение дорогого автомобиля может произвести впечатление на окружающих, однако при этом затраты будут большими. Тогда зачем платить больше, если можно использовать удобную и недорогую альтернативу.
И если окружающие находят ценность в роскоши, то следует задать вопрос, в чем эта ценность. Ответ прост – в избыточности. К примеру, зачем в апартаментах гостиницы, где живет один человек, четыре санитарных узла? Ответ прост - изобилие разнообразных видов ресурсов - необходимая принадлежность такого рода роскоши.

В дальнейшем отказ от ненужной избыточности и сбережение средств приведет, как мы предполагаем, к постепенной трансформация системы ценностей у граждан и даст возможность имплементировать новые ценности. Известно, что любое изменение сопровождается сильнейшим психологическим стрессом. А при отсутствии искусственных барьеров такой стресс будет сведен к минимуму, так как новая система постепенно станет приносить материальные и нематериальные блага.

Какой же будет новая система ценностей? Мы ожидаем увидеть, прежде всего, патриотическую, многонациональную и экономически универсальную систему, стержнем которой будет выступать экономическая целесообразность, забота о семье и подрастающем поколении. Далее будет выступать высокая роль качественного образования, спорт и культурное развитие.

Исходя из вышеуказанного, становиться очевидным то, что при решении данной проблемы общества необходимо проводить постепенную, взвешенную и планомерную работу. Ниже приводится попытка выявить некоторые важнейшие и узловые положения, способные, на наш взгляд, оказать влияние на изменение и оптимизацию ментальности граждан.

Информация как инструмент формирования стереотипов и общественного мнения
Мы живем в век информации. Информация стала важной составляющей нашей жизни. От того, как будет использоваться информационный поток, будет зависеть принятие решений определенных лиц, поведение населения, образ мышления, что само по себе способно влиять на ментальность граждан.

Информация может быть решающим фактором в оптимизации менталитета граждан. Кроме того, с помощью информации отдельными лицами, группами и организациями может быть сформирован и распространен ряд стереотипов поведения, некоторые из которых могут играть позитивную роль.

Воспитание детей на хорошем примере
Следующим важным положением является вопрос воспитания детей. Как известно, этот вопрос является актуальным не только для воспитательных и учебных учреждений, но и для самих родителей. К сожалению, в данное время большая часть времени граждан уходит на поддержание семейного бюджета, а значит, воспитание отошло на второй план.

Наше подрастающее поколение и молодежь достаточно открыты, и подвержены различному информационному воздействию. Негативные примеры, безответственность старших однозначно влияет на поведение подрастающего поколения.

В процессе воспитания позитивный пример главным образом должен закладываться в примере взрослого (родителя, преподавателя, куратора).

Фильтрация программ передач
Одним из негативных источников асоциального поведения граждан, в особенности молодежи, является телевидение. В данном случае мы предлагаем пересмотреть программу передач на дневное время, оставив тем самым приоритет для образовательных программ и телефильмов с отсутствием или с более «низким» содержанием сцен насилия, пропаганды антисоциального образа жизни. Подобные программы и телефильмы предлагаем перенести на вечернее эфирное время и даже вообще исключить из трансляции. Коллективные просмотры в кинотеатрах и персональные на видео-консолях (DVD, видеомагнитофоны) будут способны удовлетворить любые потребности видеоманов.

Социальная реклама
Рекламные ролики играют большое значение в распространении информации не только о товаре и услуге, но и формирует у обозревателя определенные ожидания от их полезных качеств. Что мы встречаем чаще всего? Баннеры и рекламные щиты о новой марке сигарет и алгогольных напитков, ночные клубы и автомобили.

Будет здорово, если в содержание рекламной продукции также будет закладываться социально-ориентированные идеи. Например, с помощью рекламных щитов, коих очень много в городе, столичные власти могли бы давно проводить экологическую рекламу. Для этого не обязательно использовать весь щит. Почему бы не сделать систему скидок и налоговых послаблений тем, кто согласится на своем рекламном пространстве размещать помимо информации о своем продукте модули с такой информацией. Перечень социально-ориентированной рекламы достаточно широк, и такая реклама в определенной комбинации будет гармонировать почти с любым видом рекламы.

Хороший пример существования какой-либо действующей системы
Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда их близкие или иное окружение демонстрировали пример «неправильных», неудобных или совсем неподходящих примеров поведения и привычек.

Выражаем мнение, что не всегда, но во многих случаях, примеры и привычки приобретаются в связи с отсутствием представления о правильном и, возможно, более удобном, рациональном примере.

Одной из предполагаемых мер по работе над улучшением менталитета нашего общества является пример устойчивой, действующей системы тех или иных общественных отношений. При этом остается только решить, какая из действующих систем будет верной, удобной и приспособленной для нормальной, полноценной жизнедеятельности. Также необходимо создавать больше примеров «правильных» правоотношений с указанием того, что данный пример может упростить и облегчить деятельность в той или иной сфере. Данный подход можно реализовать в области образования, здравоохранения, местного самоуправления.
Очень легко смотреть на проблему со стороны и предлагать различные виды приемов и методов для ее решения. С проблемами менталитета дело обстоит иначе. Наш образ мышления является его частью, наши привычки и жизненные установки выражают его форму и направленность.

В иностранной и отечественной литературе и заметках, посвященных данной теме, говорится о том, что смена менталитета или какой-то его части - долговременный и трудоемкий процесс. Однако нужно помнить и то, что мы плавно перешли в век информации. И для пяти с небольшим миллионов кыргызстанцев любое изменение стереотипов и привычек возможно в более короткий и сжатый срок.

Мы говорим о системе ценностей и о том, что необходима ее устойчивая структура. Начиная укреплять семью, образование и здравоохранение, мы укрепляем нашу безопасность, обеспечиваем себе и близким развитие.

Остается только решить, что должно стать началом эволюции ментальности и мотивацией к этому всех живущих в совсем небольшом, но уютном, сложном и неоднозначном государстве Кыргызстан.

Санжар Абакиров

Комментариев нет :

Отправить комментарий