Автор: Абакиров Санжар
Ментор аналитической работы: Третьяков Александр
Часть третья.
Анализ вовлеченных заинтересованных лиц (стейкхолдеров).
Представители местных жителей прилегающих к месторождению населенных пунктов, выступающие против деятельности компании, могут являться жертвой обмана и недостаточной информированности. Здесь они подвержены негативному влиянию неких «внешних сил», заинтересованных в извлечении дохода в виде так называемых компенсаций от горнодобывающих компаний, препятствуя ее нормальной работе. Так, озвучивая претензии от ущерба (который, однако, не всегда доказан), местное население уже само начинает рассматривать возможность использовать претензии к горнодобывающей компании как источник дохода.
Важно выделить заинтересованные группы в данной проблеме.
Одной из самых многочисленных и разносторонних групп в данных отношениях выступает местное население. Оно также делиться на подгруппы, каждая из которых имеет свою претензию к горнодобывающей компании. Это лица, использующие формы давления на горнодобывающие компании с целью получения материальной выгоды, группы политиков, лоббирующие свои интересы собственники скота, фермеры, трудоспособных граждане, желающие трудоустроиться. В совокупности, эти подгруппы выдвигают общую претензию к компании.
Группы заинтересованные в разрешении конфликта выражают следующие интересы.
Местное население.
Одна из важных сторон конфликта – это местное население. Следует быть осторожным, так как при определении термина «местное население», нужно учесть о его многогранности. Данная многогранность может включать различные группы, в том числе людей, способных классифицироваться по возрасту, месту проживания, родом занятий и так далее.
Также считаем необходимым рассматривать местное население с точки зрения хозяйственной деятельности. Этими группами могут являться:
- собственники скота, которые заинтересованы в сохранении условий пасти и выращивать скот.
- фермеры, заинтересованы в экологической безопасности ресурсов производства (например, борьба с эрозией почв и поливная вода).
- трудоспособные граждане, выражающие желание получить высокооплачиваемую работу.
Из доклада Общественного фонда «Egalitee» (далее по тексту – Общественный фонд) следует, что государственной властью учитывается исключительно мнение населения, проживающего в непосредственной близости к месту разработок, что не в полной мере отражает позицию всего населения.
Так, согласно докладу Общественного фонда количество активного населения (от 18 лет и старше) айыл окмоту «Бек-Молдо», расположенного рядом с месторождением «Джеруй» составляет 2718 человек согласно паспорту айыл окмоту. Количество активных жителей села Арал, расположенного в непосредственной близости к месторождению «Талдыбулак», составляет 2043 человека согласно паспорту села от 2007 года, а количество активного населения села Копуро-Базар, расположенного в непосредственной близости к месторождению «Андаш» составляет 2504 человека по данным айыл окмоту от 2007 года .
Согласно материалам Национального статистического комитета Кыргызской Республики среднегодовая численность постоянного населения по Таласской области на 2010 год составила 230 400 человек. Из которых 34 100 человек – городское население и 196 300 человек – сельское население .
Данные цифры показывают о необъективной выборке групп населения области, чье мнение государственная власть пытается учесть, пытаясь разрешить конфликтную ситуацию между горнодобывающими компаниями и местным населением. Таким образом, даже если провести опросы среди 100% жителей сел, расположенных вблизи месторождений, общественное мнение не будет представлено в полном и развернутом виде, так как упускается из виду мнение респондентов из других сел.
На наш взгляд необходимо делать охват выявления интересов всех лиц, которые там проживают.
Согласно данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики численность постоянного населения Таласской области на 2011 год составила 231 800 человек. Лица в возрасте от 18 лет до 45 лет, а именно экономически активное население, желающее трудоустроиться, могут увидеть выгоду от разработки месторождений в области. Их статистическая численность составляет 94 002 человека. Из этого числа 14 553 человека считается городским и 79 449 сельским.
В ходе конфликта между горнодобывающими компаниями и местным населением молодежь также выступает в качестве наиболее активной группы населения. В данном случае, мы будем рассматривать молодежь в возрасте от 15 лет до 25 лет. Выборка населения Таласской области по данным возрастным группам показывает следующее. Общая численность лиц в возрасте от 15 лет до 25 лет составляет 50478 человек.
Исходя из выше изложенного, следует, что население, чье мнение аргументировано учитывается государственной властью, горнодобывающими компаниями составляет 7265 человек. Эта часть населения рассматривается как лица, которые могут столкнуться с проблемами или получить выгоды от горных разработок. При этом остальная часть населения области остается в стороне.
Если исходить из того, что от разработки месторождения существует выгода населению всей области, необходимо учитывать мнение представителей всей области.
Отметим, что термин «население» может, рассматривается как естественно исторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе производства и воспроизводства непосредственной жизни совокупность людей . Население, постоянно проживающее на территории Таласской области, само по себе многогранно и включает в себя разные подгруппы по месту проживания, по возрасту, по социальному статусу и так далее.
Местное население в большинстве своем имеет прямой интерес – это получение материальной выгоды от горнодобывающей компании под предлогом компенсации за некий вред от разработки полезных ископаемых.
Мотивация местного населения.
Основная – это возможность получить легкий доход в виде материально помощи от горнодобывающей компании. Дополнительная – это не благоприятные условия жизни, нежелание местного населения мириться с этим. Чувство угрозы от присутствия горнодобывающей компании. Не благоприятные условия жизнедеятельности, экономическая отсталость и ряд не решенных социальных проблем местного населения наталкивает к поиску виноватых.
Убеждения: Основные: Поскольку горнодобывающая компания занимает территорию жизнедеятельности местного населения, то она обязана «платить» за свое право работать на месторождении. Компания является иностранной, следовательно, она должна платить за все. Дополнительная: Горнодобывающая компания загрязняет природу, не дает обещанную работу жителям, всячески мешает жизни, представляет опасность для местных жителей.
Такие представители местного населения как собственники скота, фермеры и иные жители прилегающих к месторождению сел убеждены в том, что горнодобывающие компании только мешают нормальной жизнедеятельности. Их представителями многократно озвучивалось, что компании вызывают порчу пастбищ, почв, вредит количественному приросту скота, разрушают естественные природные объекты (озера, леса).
Старейшины убеждены, что компания посягает на культурно-историческое наследие (работы вблизи кладбища и памятников). Также вышеуказанные группы высказывают опасения о подрывных работах, которые, по их мнению, способны причинить ущерб .
Трудоспособные граждане, желающие трудоустроиться в компании, недовольны тем, что она не нанимают местных жителей в большом количестве. Они считают, что компания способна нанять максимально возможное число трудоспособных граждан, но их руководство просто этого не хочет.
Ресурсы: Основные: возможность искажать информацию, адресуемую СМИ, возможность преподносить себя и свое положение в качестве жертвы. Удаленность от столицы и центра позволяет местному населению систематически искажать информацию, использовать домыслы и предрассудки в отношении к компании. Дополнительные: Способы препятствовать работе компании: перекрытие дорог, порча и присвоение имущества компании. Отсутствие ответственности за содеянное. Многочисленность сторонников.
Местное население имеет возможность влиять на решения государственной администрации района и области, действия органов внутренних дел, министерства чрезвычайных ситуаций. Также ими оказывается влияние на СМИ.
Эффективность: Определенные лица, представители местного населения (активисты), использующие различные формы давления на горнодобывающие компании, считают возможным получить средства обогащения за счет выспрашивания у компаний материальных средств. Делая частые собрания и митинги, мешая нормальной работе компании, они, таким образом, превратили свою деятельность в источник дохода. Примером может послужить сообщения журналистов газеты «Вечерний Бишкек» Андрея Орешина и Ирэн Саакян в чьем материале указывается следующее: «Сельские активисты объявили, что, даже не начавши производство, предприятие убивает экологию, порождает мутирование скота и подрывает здоровье женщин и детей. Правда вскрылась быстро: новый инвестор провел исследование социального положения села и выделили продукты на поддержку самых малообеспеченных семей. Остальные жители айыла, которым гуманитарная помощь не досталась, развернули бурную деятельность, призывая выгнать иностранную компанию».
Другая группа из числа представителей местного населения имеет способы сильнее влиять на решения местного самоуправления и государственной администрации Таласского района. Например, согласно анализу, проведенному Фондом развития права и бизнеса, было выявлено, что местное сообщество и органы местного самоуправления в большинстве своем также не поддерживают открытие месторождений на их территории по ряду следующих причин:
1) Представители органов МСУ считают, что при предоставлении участков под недропользование интересы местного населения и органов МСУ не учитываются. Здесь учитываются только интересы горнодобывающей компании и определенной части населения, обогащающейся за счет средств поступающих от недропользователя.
2) Они обеспокоены состоянием экологии на территории их проживания и влиянием разработки месторождений на здоровье местных жителей.
3) Они бояться, что горнодобывающие компании не выполнят свои обязательства по рекультивации земель и местные сообщества останутся с землями, не подлежащими к использованию.
4) В целом, они уверены, что недостатки разработки месторождений на их территории превалируют над выгодами .
Другая группа – это государственные органы в лице Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики, а также ведомств, отвечающих за экологическую безопасность, Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики. Кроме того, здесь следует добавить Государственную администрацию Таласского района и Государственную администрацию Таласской области. Они, согласно своим функциональным обязанностям, должны выступать регуляторами данных отношений.
Следующей группой выступает горнодобывающая компания и инвесторы, которые планируют вкладывать финансовые средства в разработку полезных ископаемых на месторождении.
Государство в лице Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики выражает заинтересованность в нормальном и безопасном функционировании и развитии отрасли.
Ведомства, отвечающие за экологическую безопасность, и Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики заинтересованы в стабильном состоянии экологической безопасности, нормальном состоянии потенциально опасных объектов (хвостохранилища), а также в безопасных или наименее вредоносных способах переработки и хранения продуктов горной добычи (например, технологии без применения цианида). Государство получает финансовые средства от компании-недропользователя в виде установленных законом платежей.
Представители Государственной администрации Таласского района и Государственной администрации Таласской области в основном нацелены на социально-экономическое развитие региона и усиление своего авторитета и влияния на местах. Они также заинтересованы в восстановлении и реконструкции социально-значимых объектов, в повышении своего потенциала в качестве гаранта безопасности граждан и инвесторов, охраны всех форм собственности, стабильности.
Горнодобывающая компания и инвесторы, чьей основной целью выступает извлечение прибыли, заинтересованы в получении возможности осуществлять горнодобывающую деятельность на месторождении.
Заинтересованные лица: Государственные органы. Особо важную группу представляют собой – государственные органы в лице Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики, отвечающие за экологическую безопасность и Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, Государственная администрация Таласского района и Государственная администрация Таласской области (далее – государственные органы). Они согласно своим функциональным обязанностям, должны выступать регуляторами данных отношений. К сожалению, до последнего момента, это было сложно осуществить, так как в своей политике у них не было направленности решения проблем.
Мотивация: Государственные органы мотивированы в сохранении стабильности в Таласском районе и в Таласской области. Для них важно также снижение количества случаев конфликтов между местным населением и горнодобывающей компанией. За инциденты в виде актов насилия в отношении работников компании, порчи и незаконного присвоения имущества компании, главы государственных администраций района и области могут понести политическую ответственность в виде снятия с должности, либо к уголовной ответственности как за халатное отношение к своим прямым должностным обязанностям.
Убеждения: Государственные органы убеждены, что выработанная стратегия государства по развитию горнодобывающей отрасли должна исполняться как профильными государственными органами, так и самой компанией. Часть из них считает, что создание стратегии не в полисном порядке, без привлечения широкого круга представителей различных заинтересованных групп не является препятствием для его исполнения.
Однако, представители Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики убеждены, что горнодобывающие компании не в полной мере учитывают интересы местного сообщества. Также некоторые представители вышеуказанного органа считают, что процедуры предусматривающие предоставление лицензии горным компаниям не проработаны до конца.
Ведомства, отвечающие за экологическую безопасность, и Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики в целом убеждены, что вокруг месторождения существует угроза экологической катастрофы. Все они убеждены в том, что горнодобывающие компании надо чаще проверять на наличие нарушений норм и требований экологической безопасности. Ведомства заинтересованы в стабильном состоянии экологической безопасности, нормальном состоянии потенциально опасных объектов, а также в безопасных или наименее вредоносных способах переработки и хранения отходов горной добычи.
Ресурсы: Государственные органы обладают разнообразными видами ресурсов, один из которых – принуждение. Не редко, выступая не в качестве органа по примирению и учета интересов всех взаимодействующих групп, а в качестве инструмента подавления, государство играет роль противопожарной службы, лишь реагируя на обострения конфликтов.
Государство так же имеет такой ресурс как нормотворчество, право выдачи и отзыва лицензии. И самое главное, государство имеет ресурс формирования новой всесторонне согласованной стратегии, которая способна учесть интересы всех участников данных взаимоотношений.
Эффективность: Государство в лице Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики, выражает заинтересованность в нормальном и безопасном функционировании и развитии отрасли.
Ведомства, отвечающие за экологическую безопасность, и Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики обладают достаточными полномочиями по мониторингу и проверке всех потенциально опасных техник, способов и методов ведения разработки полезных ископаемых. Они также способны создать доказательную базу того, что определенные действия горнодобывающих компаний не несут большого невосполнимого ущерба природе в районе месторождения.
Представители государственной власти на местах, убеждены в том, что поскольку государство не способно и не хочет развивать их инфраструктуру, это обязана делать горнодобывающая компания. Кроме того, Государственная администрация Таласского района и Государственная администрация Таласской области согласно своим функциональным обязанностям, способна также выступать регуляторами данных отношений.
Заинтересованные лица: Горнодобывающая компания и инвесторы.
Мотивация: Горнодобывающая компания и инвесторы нацелены вкладывать финансовые средства в разработку полезных ископаемых на месторождении и обязательно извлекать прибыль.
Убеждения: Горнодобывающая компания и инвесторы убеждены в том, что на данном этапе государство и местное население имеет завышенные ожидания от социально-экономического вклада компании в регион. Инвесторам сложно находить общий язык с местным населением, потому что у него не решается социальные проблемы на местах . А за это отвечать должны не они, а государство. Некоторые представитель горнодобывающей компании считают, что государство не делает ничего для урегулирования данной проблемы.
Ресурсы: Терпение. Помимо этого, финансовые ресурсы. Имеют выработанные механизмы по налаживанию добрососедских отношений с местным населением. Компания способна также вести разъяснительные беседы с населением и обнародовать информацию о своей деятельности, в том числе в местных СМИ и среди местного населения. Кроме того, компания и инвесторы способны формировать свой позитивный образ как в стране, так и за ее пределами.
Инвесторы и компания имеют возможность взаимодействовать с органом, выдающим лицензии на право разработки полезных ископаемых, так или иначе, лоббируя те или иные условия отрасли, в свою пользу.
Горнодобывающая компания и инвесторы имеют возможность вести взаимоотношения и переговоры с государственными служащими разных рангов, парламентариями и лоббировать определенные нормативные документы.
Эффективность: Горнодобывающая компания имеет возможность эффективно использовать СМИ и слухи, среди местного населения противодействуя искаженной информации со стороны конкурентов, материально заинтересованных активистов и прочих заинтересованных групп. Это поможет компании выработать меры противодействия тем доводам, что настоящий конфликт - это явный просчет руководства компании, ее ошибка. Горнодобывающая компания имеет определенный опыт взаимодействия с активистами из числа местного населения для создания препятствий в работе компании. У компании имеется возможность взаимодействовать с различными государственными и неправительственными структурами, которые способны оказать содействие в разрешении конфликта. Среди них могут органы государства, отдельные госслужащие, сотрудники органов внутренних дел, Международный деловой совет и Ассоциации, поддерживающие горнодобывающие компании.
Продолжение следует.
Комментариев нет :
Отправить комментарий