воскресенье, 7 июля 2013 г.

Способы снижения рисков возникновения конфликтов между горнодобывающими компаниями и местным населением

Автор: Абакиров Санжар
Ментор: Третьяков Александр

Часть Вторая.
Стоит ли государству вмешиваться?
В случае если государство не станет вмешиваться в разрешение конфликта между горнодобывающими компаниями и местным населением ситуация может привести к ухудшению инвестиционного климата, потере потенциальных и существующих инвесторов, а также упадком горнодобывающей отрасли в целом. Это серьезно скажется на экономике, поскольку разработка месторождений и платежи, уплачиваемые компаниями за добычу полезных ископаемых, рассматриваются Правительством Кыргызской Республики как один из способов увеличения доходной части бюджета.
Государству необходимо вмешаться потому, что во взаимоотношениях между горнодобывающими компаниями, Государственным агентством по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики, Правительством Кыргызской Республики отсутствует четкая, прозрачная, установленная и согласованная со всеми стейкхолдерами процедура распределения финансовых средств получаемых от выплат компании государству. Без вмешательства государства эти средства не будут гарантированно направляться на развитие региона, восстановление или сохранение объектов окружающей среды.
При оставлении данной ситуации без изменений, ожидаются, и риски глобального характера которые будут наблюдаться преимущественно в следующем:
- снизится инвестиционная привлекательность государства;
- дальнейшее ослабление государственной власти в регионах;
- рост конфликтности населения в регионах;
- обесценивание института частной собственности;

Проблемы локального характера могут быть также обозначены в следующем:
- сокращение рабочих мест и перспектив профессионального роста местного трудоспособного населения;
- усиление внешней и внутренней миграции местного населения.
Данные риски могут возникнуть в случае невмешательства государства.
Посредством планомерного и постоянного решения проблем местного населения, улучшения социально-экономических условий жизни в районе и вообще в области, государство создаст условия для развития сельского хозяйства, частного мелкого и среднего предпринимательства, что повлияет на снижение безработицы, увеличит доходы граждан. Это также повиляет на улучшение и оздоровления инвестиционного климата.
Это также создаст материальную базу для осуществления ряда социально-экономических программ, программы по развитию образования и здравоохранения, программы поддержки инноваций и рационализаторских предложений со стороны фермеров, предпринимателей.

Масштабы проблемы.
Географический масштаб проблемы наблюдается на месторождении «Андаш», расположенное в Таласском районе, на северо-востоке Таласской области Кыргызской Республики. Находясь на удалении 75 километров к востоку от города Талас, оно отличается близостью инфраструктуры, подъездными путями. В непосредственной близости к месторождению расположен населенный пункт Копуро-Базар.
Отметим, что данное месторождение открыто в 1962 году. Основная геологоразведка производилась с 1982 года по 1988 годы, дополнительная разведка с 2004 по 2006 годы. Запасы месторождения составляет: 20 тонн меди с содержанием 0,6 грамм на тонну породы[1].
Первые признаки проблемы были обозначены с момента создания компании ЗАО «Андаш майнинг компани» и получения лицензии на разработку месторождения «Андаш» в 2004 году.
Также данную проблему следует рассматривать и в масштабе отрасли в целом. Конфликты между горными компаниями и местным населением проявляются не только на месторождении «Андаш» в Таласской области, но и на других золотоностных месторождениях Кыргызстана.

Является ли эта проблема новой или повторной?
Проблема взаимоотношений горнодобывающих компаний и местного населения в данном регионе может быть актуальной еще долго, с перспективой ее дальнейшего ухудшения, до тех пор, пока не будет разработана и реализована программа социально-экономического развития региона. Почти за семь лет не было предпринято никаких действенных шагов по урегулированию ситуации.
Предполагается, что проблема будет актуальной до тех пор, пока не будет разработана и согласована со всеми участниками взаимоотношений (Правительство Кыргызской Республики, Государственное агентства по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики, Государственная администрация Таласского района, Государственная администрация Таласской области, представители местного населения, горнодобывающая компания, иные лица) стратегия развития региона.
Например, в главе 6.1.2. Стратегии развития страны на 2009 – 2011 годы утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 31 марта 2009 года N 183 (далее – Стратегия развития страны) говорилось только об общей незавершенности реформ, наличии напряженности между горнодобывающими компаниями и местным населением (без уточнения конкретных случаев), отсутствии механизма учета интересов местного населения при разработке месторождений и недостаточной разъяснительной работе со стороны органов власти. О способах и рекомендациях решения данной проблемы в данном документе ничего не говорится.

История вопроса. Что уже делалось.
Фактически за период с 2004 года по 2012 год государством не предпринималось никаких действенных мер, чтобы преодолеть данную проблему. Отметим, что был издан ряд нормативных документов, имеющих направленность к решению проблемы, проводились встречи и мероприятия с целью осветить проблему. Сотрудниками ведомства курировавшего деятельность недропользователей, правоохранительных органов, Правительства Кыргызской Республики, членов Жогорнку Кенеша Кыргызской Республики, различные информационные агентства неоднократно посещали места где происходил конфликт между компанией-недропользователем и местным населением. Также наблюдались случаи, когда выплачивались финансовые средства местному населению в рамках единой разовой помощи. Государство здесь по-прежнему занимает роль стороннего наблюдателя.
Горнодобывающие компании, работающие в стране, изменили ключевые параметры работы с местным населением. Так, руководством этих компаний был неоднократно поднят вопрос о создании фонда донорской помощи населению, прорабатывались варианты усиления потенциала местной инфраструктуры, а также потенциал самого местного сообщества.

14 сентября 2011 года, на широкое общественное обсуждение был вынесен проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О неналоговых платежах». Проект Закона «О неналоговых платежах» интересен тем, что наряду с такими понятиями как «сборы» и «платежи» предлагается ввести понятие «отчисления». Так, четвертый абзац статьи 2 устанавливает под понятием «отчисления» следующее: - это «установленный государством вид платежа, вносимый в обязательном порядке недропользователем на развитие и содержание инфраструктуры местного значения».
Важно, что в тексте Закона определено назначение неналогового платежа, а именно - поддержание в надлежащем состоянии объектов инфраструктуры, медицинских и образовательных учреждений.
Кроме этого в целях разрешения конфликта между местным населением и горнодобывающими компаниями проводилась разъяснительная работа с местным населением относительно того, каким образом будет вестись разработка полезных ископаемых, каков ожидаемый ущерб от добычи и как будет вестись рекультивация.

Продолжение следует...




[1] Кубан Ашыркулов. Взаимоотношения горнодобывающих компаний с местными сообществами: опыт, проблемы и пути решения. 15 апреля 2011, Бишкек

Комментариев нет :

Отправить комментарий