среда, 24 июля 2013 г.

Можно ли решить актуальные проблемы горнодобывающей отрасли Кыргызстана?

Ряд экспертов в области горнодобывающей отрасли а также представители Центрально-азиатского института свободного рынка озвучили ряд тезисов относительно проблем отрасли на открытом обсуждении. В частности обсуждались вопросы связанные с правовыми и политическими гарантиями инвесторов в Кыргызстане, государственного вмешательства в отрасль, а также взаимоотношения инвестора с различными группами местного населения.

По словам независимого эксперта Искендера Шаршеева многие горнодобывающие компании имеют доступ на горнодобывающий рынок Кыргызстана только через серые схемы. С другой стороны, поиск политической гарантии у Правительства Кыргызстана или у отдельных чиновников не дает желаемый результат. Многие чиновники находятся у власти не больше года, а с назначением нового ситуация и условия работы компании могут измениться коренным образом.
Основной проблемой в горнодобывающей отрасли эксперт отметил конфликты инвестора с местным населением. Здесь И. Шаршеев предлагает использовать метод «социального контракта», что подразумевает открытую отчетность инвестора перед местным населением. Здесь «социальный договор» местному населению, проживающему в непосредственной близости к месторождению предоставляются развитая социальная инфраструктура. Население, получающее от этого выгоду, в случае возникновения конфликта с какими-то иными группами может защитить инвестора. Все это должно закрепляться простым договором, который связывает местных неформальных лидеров, определяет у них ответственность перед инвестором.
Была предложена другая методология с условным определением «аманат». В данном случае горнодобывающая компания оплачивает учебу некоторым детям неформальных лидеров в вузах страны и за рубежом. В этом случае представители населения оказываются в зависимости, так как будут беспокоиться за судьбу своих близких. Здесь ожидается, что отношения неформальных лидеров к инвестору измениться, что повлияет на спад конфликтности с местным населением.
Также, эксперт отметил важность использования вида договора - «Соглашение о разделе продукции». Этот договор относительно справедлив, поскольку вместе с разделом добытой продукции идет распределение рисков между инвестором и государством. Здесь можно договориться об использовании объема продукции для государства, которое делит риск колебания цен на продукцию.
Далее И. Шаршеев коснулся такого системного момента, как бюрократизация государства. В основном это касается сокращения дистанции власти и частного субъекта. Государство имеет возможность вмешиваться в определенную оперативную деятельность предприятия на уровне нижнего и среднего чиновника. То есть, если у инвестора налажено взаимопонимание с чиновниками на высоком уровне, то средний и нижний уровень все равно будут создавать неудобства. Поэтому предлагается инвестору по возможности использовать автоматизированную систему отчетности перед государством (налоги). Здесь будет минимизировано соприкосновение с государственным чиновником.
Эксперт подчеркнул, что необходима работа с социальными системами, а не с конкретными лицами. Если на западе основные отношения строятся на контрактах, то в центрально-азиатском регионе некоторые иностранные инвесторы пытались построить отношения на доверии с определенными физическими лицами. Этого делать нельзя. Всегда нужен договор с указанием возможных спорных ситуаций и возможностью выбора третейской стороны. По его мнению, необходимо вовлечь как можно больше людей имеющих влияние среди местного населения и в упрощенном порядке оформить соглашение (договор), где будут расписаны все права и обязанности горнодобывающей компании и местного население от лица этих неформальных лидеров.

Особый интерес вызвало выступление эксперта Гани Абдирасулова. Он также отметил, что корень зла лежит в проблемах с местным населением. Он привел пример с ситуацией на месторождении «Джеруй», где по его словам технически все готово к работе, предприятие построено в соответствии с экологическими и техническими нормативами. Однако ни Президент Кыргызстана, ни Правительство республики не в силах запустить сам процесс, так как местное население противиться, при этом никто не несет никакой ответственности.
В номере газеты «Деньги и власть» от 31 мая 2013 года Гани Абдирасулов опубликовал свое предложение к решению проблемы с местным населением. Так, он предлагает следующее:
- открыть открытое акционерное общество и зарегистрировать его в регионе (например, в Таласской области);
- получить сертификат в Государственном финансово надзоре по размер уставного капитала (около 200 000 сомов) сделать первую эмиссию простых акций;
- в устав и в учредительный договор необходимо внести условие:
А) эмиссия допустима, но с помощью всех местных СМИ описать и рассказать местному населению и местным лидерам преимущества этих акций. Г. Абдирасулов приводил примерные цифры. Так он оценил одну акцию в 10 тыйын, а их количество определил в 2 миллиона. При этом необходимо ввести мораторий на движение акций в отношении продажи их или обмена на период до трех лет. Законодательство Кыргызстана это предусматривает. Каждый местный житель будет иметь право купить не больше двух тысяч акций.
Б) после этого предполагается, что ОАО подаст заявку на получение лицензии в Госагентство по геологии. После получения лицензии необходима еще одна эмиссия, где одна акция будет уже равняться 1 сому. На них будут действовать такие же ограничения. То есть их нельзя будет сразу перепродавать.
Параллельно будет приглашены международные компании IPO для международной оценки месторождения (например, месторождение Джеруй). Например, стоимость будет определена как 4 миллиона долларов США. Опять Г. Абдирасилов приводит примерные цифры.
В) третья эмиссия акций ОАО, где одна акция уже будет стоить 5 долларов США. Все вышеуказанные до этого акции также будут иметь точно такую же стоимость, что были выпущены при стоимости в 10 тыйын, что были по 1 сому.

Как и предыдущий эксперт Г. Абдирасулов также прокомментировал возможности такой альтернативы как Соглашение о разделе продукции. В Кыргызстане данный метод не пользуется спросом. Он не очень популярен у чиновников, так как это антикоррупционный метод. Здесь государство не должно вмешиваться в расходную часть инвестора при условии, что инвестор сам освобождается от некоторых корпоративных налогов. Он берет на себя затраты по разработке месторождения и предусмотренной какой либо социальной программы. По словам эксперта кыргызское законодательство предусматривает такой подход. СРП способствует созданию у государства своего золотого запаса. Как правило, международные финансово-кредитные организации выдают заем странам под золото по соотношению один к трем.
По словам эксперта доля государства должна расщепляться на следующих субъектов: доля госгагентства по геологии (1% с каждого месторождения), доля айыл окмоту, расположенного у месторождения, доля района, области. Среди аыйл окмоту, района, области, инвестора, правительства должно возникнуть взаимопонимание.
Здесь будет заключено генеральное соглашение, где будет закреплена доля айыл окмоту, района (поменьше), области (еще меньше, так как возможно в области могут быть еще и другие месторождения). При этом за счет этих денег каждый будет решать свои социально-экономические задачи на своем уровне. Это создаст в свою очередь мультипликационный эффект.

По словам Г. Абдирасулова, в отношении общей картины доступа на горнодобывающий рынок Кыргызстана важны следующие аспекты:
- необоснованно громоздкий пакет необходимых документов и информации инвестора перед государством.
1. Например, не ясно для чего требуется справка об отсутствии налоговой задолженности перед налоговым органом (это прерогатива налогового органа, но не госгеологии).
2. Справка с банка о наличии счета с необходимой денежной суммой. Если инвестор получает от лицензирующего органа разрешение то вместе с этим он должен иметь четко регламентированные процедуры (ТЭО, объем выработки). Если эти технические нормативы не выполняются, то государство может аннулировать лицензию. Тогда какой смысл в информации о банковских счетах?
3. После получения лицензии инвестора, лицензирующий орган направляет инвестора к айыл окмоту предполагаемой территории, где планируется горная добыча. С ними начинается процесс переговоров, откуда возможны новые конфликты. То есть в данном случае очень многие субъекты начинают работать против инвестора.

Рассматривая доводы экспертов и предлагаемые альтернативы, напрашивается мысль, что в горнодобывающей отрасли нет какого-то единственно правильного решения. Все методы и подходы в той или иной степени могут сработать или нет. Например, при использовании метода акционирования горнодобывающей компании с местным населением может возникнуть риск, когда местное население потребует заполучить такие акции бесплатно или в гораздо большем объеме, чем это предусматривалось.
Также существует риск, когда социальный договор с неформальными лидерами не даст пользы, так как лидеры могут тайно использовать недовольных людей из других сел и руководить митингом не вступая в прямой конфликт с горной компанией. Это делает бессмысленным весь механизм.

Акционирование и договор с неформальными лидерами не могут стать однозначно правильным решением. Проблема отношений инвестора с местным населением наблюдается во всем мире. Речь идет также и о социальной лицензии – кредите доверия со стороны местного населения инвестору.
Не следует забывать, и то, что в регионах многие вопросы политизированы. В силу децентрализации власти в регионах и неподчинения центру некоторые ключевые вопросы решают местные лидеры, влиятельные лица.
С другой стороны надо понимать и то, что инвесторы ищут прибыль и стараются минимизировать свои затраты.


Поэтому необходима долгая кропотливая работа и постоянный анализ местного населения независимыми экспертными группами, исследовательскими центрами. Также предлагается работа с местным населением изнутри, где идет полное разъяснение о роли горнодобывающей компании, о выгоде для государства и населения, о правах и обязанностях, и самое главное, о возможности местных лидеров и политиков использовать данные противоречия в своих интересах. Конструктивный диалог возможен. Важно учитывать еще и грамотность населения.

Санжар Абакиров, аналитик.

Комментариев нет :

Отправить комментарий