Иногда во время предвыборной гонки
некоторые кандидаты «запускают» своих подставных проплаченных кандидатов. Их
основная цель - раздробить электорат, забрав тем самым некоторую часть голосов
у конкурентов. Это в свою очередь вводит избирателей в заблуждение, поскольку
избиратель начинает путаться в личностях кандидатов, нередко отдавая голос за
абсолютно не того избранника. Есть и «дежурные» кандидаты. Они сами понимают,
что в президенты не пройдут, но им важна амбиция иметь титул экс-кандидата[1].
Подобное многообразие создает возможность кандидатам использовать темные
(нечестные) методы в предвыборной гонке.
То, что в президенты собирается
баллотироваться внушительная группа лиц, большая часть которых не известна
широкому кругу населения объясняется не только клановостью общества, но и
низкой политической культурой. Такое количество участников президентской гонки
повлечет снижение престижа государственных должностей в республике и создает
негативный имидж к самому выборному процессу среди населения страны так и на
международной арене. Также при большом количестве кандидатов Центральной
комиссии по выборам и проведению референдумов будет сложно отследить нарушения.
Большое количество кандидатов в
президенты лишает граждан Кыргызстана возможности выбирать исходя из умения
кандидата позиционировать себя как гаранта конституции и общенационального
лидера. Ведь не секрет, что большинство избирателей будут голосовать исходя,
сколько не из качества и стратегии предложенной кандидатом, а руководствуясь
родственными, корыстными соображениями. В обществе наблюдается раздробленность
по клановому, региональному и национальному признаку. Не исключено что, почти
за каждым кандидатом стоит не больше трехсот человек, которые успешно
изображают массовку.
Возможно, что из этого большинства некоторые
кандидаты на пост президента будут пытаться разыграть межнациональную и
межрегиональную карту, отбрасывая идею о гражданском единстве. Как правило, для консолидации общества особенно
на юге страны необходима четкая и однозначная стратегия властей.
Однако, разговоры про то, что мы все-таки одна страна и один народ, случаются
очень редко[2].
На
президенте Кыргызстана лежит огромная ответственность, так как его задача
–строительство и укрепление основ государственности, конституционного строя и
наконец поиск национальной кыргызской идеи.
Многие
стремятся заполучить место президенты не для восстановления экономики и службе
стране, а ради корыстных целей. Более того, далеко не у всех граждан имеется
все необходимые навыки для ведения плодотворной работы на должности главы
государства. Как отмечает в одном из средств массовой информации Эмильбек
Каптагаев, многие кандидаты должны задуматься, и над тем, что президент
прочитывает каждый день по 200-500 страниц машинописного текста и по этим
документам принимает решение[3].
Для осознания своей эпохи и трезвой
оценки ситуации в мире и регионе, кандидат в президенты должен обладать умением
мыслить глобально, концептуально, стратегически. Подтверждением тому служит
поучительное наставление мудрого Эр Кошоя, вступающему во власть молодому
Манасу: «Кенен ойло башынан…», то есть «Изначально размышляй масштабно…»[4].
Кроме этого, кандидат в президенты должен обладать такими качествами как
лидерство, ораторское искусство и терпение.
Например, существуют взгляды, согласно
которым кандидат на пост главы государства должен обладать железной волей и закаленным
характером. В обществе страны уже давно пользуется популярностью идея
необходимости сильной власти, «железной руки», стабильности и порядка, о мощном
лидере нации[5].
Помимо
этого, работа главы государства требует больших интеллектуальных и физических
усилий. Для того чтобы заставить государственный аппарат эффективно работать
нужен ряд таких характеристик как образованность, аналитические навыки и
стратегическое видение настоящего и будущего. Координация работы парламента,
правительства, судов и других институтов – очень тяжелая президентская работа[6].
Президент
играет в политической системе Кыргызстана особую роль. Степень влияния главы
государства будет зависеть не только от его полномочий, но и от его личных
качеств и его мотивации[7].
Это должен быть достаточно зрелый политик.
Интересен и тот факт, что большинство
желающих баллотироваться не желают объединить усилия и средства вокруг
нескольких более-менее сильных и перспективных кандидатов. Возможно, что это говорит
об открытости выборного процесса. Люди даже фактом подачи заявлений
подтверждают, что у нас есть возможность избираться[8].
Винить избирателя в том, что его голос
может быть отдан за деньги или иное материальное вознаграждение мы не можем. За
эти годы граждан лишили возможности жить полноценной жизнью, нормально работать
и получать образование. Цинизм, безразличие и недоверие к институтам власти
государства обесценили выборы как процесс волеизъявления народа, способ
формирования высших государственных органов. А значит, избирателям не остается
никаких мотивов кроме голосования за «своих».
Многие осознают факт, что голосовать
придется «за меньшее из зол». Это порождает
общественную растерянность и апатию, сопряженную с насмешкой и иронией. Сейчас
современное общество можно охарактеризовать понятием «cool»[9] (апатичный – англ.),
которая ничем не заинтересована и не слушает никаких призывов, а просто
медленно течет в неизвестном направлении.
На данный момент, прежде всего, мы
должны изменить настроение людей и добиться того, чтобы они поняли всю ответственность
полномочий президента страны, и преодолели традиционную привычку решать свои
личные корыстные интересы. За двадцать лет независимости граждане Кыргызстана
не могут самоидентифицироваться, сформировать свое мировоззрение не только в
личностном, но и в общегражданском масштабе.
Нужно помнить, что общественный порядок,
экономическая стабильность и процветание не возникают сами по себе, а являются
результатом непрерывных усилий и постоянного внимания со стороны избранного
народом честного и эффективного правительства[10].
Нужно уметь дистанционно управлять
ситуацией, менять стереотип мышления. Наши чиновники не готовы меняться. Они
думают, что назначать и убирать с постов кого-либо это и есть власть. Президент
должен быть лидером. Тогда он сумеет сделать многое. Характер власти и форма ее выражения должны меняться.
Должна меняться и глубина воздействия лидера на эти процессы. Сейчас многие
кандидаты в президенты говорят, что если они выйграют гонку, то усилят власть
первого лица в стране. Но зачем это делать? Он итак не маленькая. Нужно уметь
читать, понимать и анализировать. Мы не достаочно точно понимаем институт
президента[11].
К сожалению нам, гражданам Кыргызстана,
еще нельзя, но все же хотелось бы,
сравнить кого-нибудь из наших кандидатов в президенты с такими
историческими личностями как Уинстон Черчиль, Теодор Рузвельт, Мустафа Кемаль
или Петр Первый. Нам несомненно нужен реформатор, лидер нации, и население
страны должно согласиться что-либо менять и начинать с самих себя.
[1] Дело номер
[2]Нина Багдасарова – «Юг Кыргызстана
перестал надеяться на власть и на предстоящих выборах будет выбирать меньшее из
зол», Бишкек, ИА «24.kg», 25 июля 2011 г.
[3]«Эксперты: число
кандидатов в президенты Киргизии говорит о клановости», РИА-Новости, 16 августа 2011 г.
[4] Имарали Кушматов
– «Судьба Кыргызстана – в руках его молодежи» Общественно-политическая газета
«Айкын Саясат», 10 августа 2011 года №42(42) – стр. 21
[5] Гуля
Рыскулова – «Путин.kg: кто он?», Бишкек, ИА «24.kg» 15 августа 2011 г.
[6] Дело номер
[7] ВБ стр.6 Эльвира
Темир19 08 11 №137 (10293)
[8] ВБ стр.6 Эльвира
Темир19 08 11 №137 (10293)
[9] Уши машут ослом
[10] Ли Куан Ю –
Сингапур – из третьего мира в первый
[11] ВБ стр.6 Эльвира
Темир19 08 11 №137 (10293)
Комментариев нет :
Отправить комментарий