вторник, 9 июля 2013 г.

Способы снижения рисков возникновения конфликтов между горнодобывающими компаниями и местным населением

Автор: Санжар Абакиров
Ментор аналитической работы: Третьяков Александр

Анализ внешних сил.
На стадии выявления причин проблемы, нами было обнаружены различные группы, которые вовлечены в данные взаимоотношения. Это могут быть как группы интересов, так и отдельные лица. Необходимо думать о сотрудничестве с необходимыми участниками уже на ранних стадиях решения проблем.
Заинтересованные лица: Конкуренты местные, конкуренты иностранные.
Мотивация: Все конкуренты горнодобывающей компании нацелены на создание препятствий компании, стремясь, так или иначе, отобрать у нее лицензию на разработку полезных ископаемых. Заняв место данной компании, конкурент получает возможность извлечь прибыль.
Убеждения: Конкуренты компании убеждены, что посредством тайной агитации против горнодобывающей компании представителей местного населения, будет возможно лишить ее возможности вести разработку полезных ископаемых. Все вопросы социально-экономического и политического характера у населения позволяют использовать его в качестве силы противодействия работе и простому физическому присутствия компании-недропльзователю.
Ресурсы: Прежде всего, конкуренты имеют значительные финансовые ресурсы. Конкуренты имеют хорошее оснащение для ведения агитации против компании в СМИ, сети Интернет, среди местного населения. Кроме того, конкуренты способны формировать негативный образ компании-недропользователю как в стране так и за ее пределами.
Конкуренты компании имеют возможность взаимодействовать с органом, выдающим лицензии на право разработки полезных ископаемых, так или иначе, лоббируя те или иные условия отрасли, вплоть до отзыва лицензии.
Конкуренты компании имеют возможность вести взаимоотношения и переговоры с государственными служащими разных рангов, парламентариями и лоббировать определенные нормативные документы.
Эффективность: Среди конкурентов горнодобывающей компании существуют ряд тех, кто эффективно использует иностранные и местные СМИ, освещая настоящий конфликт как явный просчет руководства компании, ее ошибку. Другие компании способны использовать силы активистов из числа местного населения для создания препятствий в работе компании. У таких компаний также имеется возможности взаимодействовать с различными структурами. Среди них могут быть органы государства, отдельные госслужащие, сотрудники органов внутренних дел, организованные преступные группы, и прочее.

Причинно-следственный анализ.
Из вышеуказанных доводов следует, что одной из основных причин возникновения конфликтов является слабость государственной власти в лице правоохранительных структур (Министерство внутренних дел Кыргызской Республики, Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики) по обеспечению безопасности персонала и имущества горнодобывающих компаний.
Также проблемой выступает и коренная несогласованность стратегий по развитию Таласского района между Правительством Кыргызской Республики, Государственными администрациями района и области, местным населением и горнодобывающей компанией. Другими словами отсутствует стратегическое видение по развитию региона в целом.
В процессе принятие решения о выдаче или отзыве лицензии Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики также не всегда учитывало интересы всех слоев и всех групп местного населения.
Это в свою очередь ведет к неразвитости инфраструктуры на местах и ослаблению государственной власти. Местное население, недовольное своим настоящим положением и требует улучшения условий жизни, но уже не от государства, а от горнодобывающей компании. Эта ситуация во многом и создает условия для конфликта, чем способны воспользоваться заинтересованные в получении материальных и финансовых средств группы, а также недобросовестные конкуренты. Следовательн, решение проблемы находится в следующем.

Государственная власть страны должна проявить политическую волю и обеспечить безопасность в отношении персонала горнодобывающих компаний и неприкосновенности частной собственности.
Разработать Стратегию социально-экономического развития Таласской области посредством открытого, всестороннего, полисного подхода при участии всех участников взаимоотношений (перечень прилагается ниже).

Перечень участников должен быть укомплектован следующими группами:
- государственными органами (Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики, ведомства, отвечающие за экологическую безопасность, Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, Министерство внутренних дел Кыргызской Республики, Генеральная прокуратура Кыргызской Республики).
- органы местного самоуправления;
- горнодобывающая компания, инвесторы;
- Ассоциации, поддерживающие горнодобывающие компании, Международный деловой совет;
- представители местного населения в лице: аксакалов, старейшин, активистов;
- представителей фермерских хозяйств и скотоводческих ферм;
- представители неправительственных организаций.

В данной цели, в решение проблемы включено усиленное непрерывное внимание государства, его органов на развитие и улучшение качества условий жизни населения в самом районе и области в целом. Это говорит о возможности установить измеримость цели. Здесь возможно фиксирование устойчивого роста (а не первых порах улучшение) качества учреждений здравоохранения и образования (состояние зданий, помещений, оборудования), улучшение качества оказываемых этими учреждениями услуг, улучшение работы инфраструктуры, обеспечение устойчивого развития фермерского хозяйства и скотоводства в сельской местности.

Не менее важным здесь выступает строительство, качественный ремонт и усовершенствование инфраструктуры в виде дренажных систем, устройств подачи питьевой воды, электросетей, дорог, систем связи, радио- и телевизионного вещания. Помимо этого, фермерам, скотоводам, предпринимателям, и всем остальным представителям местного населения необходимо создавать условия для улучшения качества своей жизни посредством внедрения новых технологий и методов ведения хозяйства (например: ветряные мельницы, биогазовые установки, рационализаторские предложения).
Процесс продвижения к цели должен отслеживаться, так как трудно дать гарантию, что цель будет достигнута своевременно. Для этого, возможно, потребуются совместные усилия в виде создания совместного коллегиального органа в виде наблюдательной комиссии. В ее состав войдут государственными органами, главы государственных администраций района и области, представители местного самоуправления, представители компании, местного населения.

Кроме этого, важно введение в такой альтернативы как Соглашение о разделе продукции, основанной исключительно на разделении добытой продукции. Соглашение должно быть разработано, подвергнуто обсуждению и критике не только государственными органами в лице министерств и ведомств, инвесторов, но и с участием непосредственно тех представителей айыл окмоту, где расположена предполагаемая добыча. Кром этого, в состав участников обсуждения должны быть включены представители других айыл окмоту и городов области. Важно, чтобы вышеуказанные лица при согласовании всех важных вопросов поставили подписи от имени всего населения представляемого ими айыл окмоту.

Так, на самом начальном этапе разработки месторождения, рекомендуется повысить долю инвестора до 70%, но включить в эту долю все расходы инвестора. Таким образом, будет выработан принцип открытости. Остальные же 30 процентов предполагается поделить между государственным органом, осуществляющим регулирование горнодобывающей отрасли, а также айыл окмоту, районы, города области. В дальнейшем долю инвестора можно будет понижать, в пользу государства и местного сообщества.

Государство, таким образом, обеспечив свое присутствие и авторитет не только в виде репрессивно-надзирательных органов (органы внутренних дел), но и в виде квалифицированных врачей, преподавателей и школьных учителей получит возможность обеспечить нормальные условия проживания граждан. Таким образом, проблемы взаимоотношения горнодобывающих компаний и представителей населенных пунктов будет возможность пресекать еще на ранней стадии.



Список использованных источников.

1.      Сазанов А. (2011). Взаимоотношения горнодобывающих компаний с местными сообществами: опыт, проблемы и пути решения, Бишкек, Отель «Hyatt».
2.      Фонд развития права и бизнеса (2011). Позиция местного населения и органов местного самоуправления по отношению к разработке месторождений на их территории. Выводы по результатам общественных слушаний по деятельности недропльзователей в Таласской, Нарынской и Жалалабадской областях КР, Бишкек, Отель «Hyatt».
3.      Орешкин А. (2001 январь 26). «Кумтор»: отнять и поделить, Вечерний Бишкек, с.2.
4.      Сорокина З. (2011) [Интервью с кандидатом биологических наук Сакеном Нурмамбетовым]. Вечерний Бишкек, с.17.
5.      Бенлиян А. (2010) [Интервью с Чингизом Шамшиевым]. Вечерний Бишкек. с.16.
6.      Цой М. (2011) [Интервью с Валентином Богдецким]. Вечерний Бишкек. с.15.
7.      «Краткое выступление по проекту золото-медного месторождения «Андаш». (2011, апрель 15)
8.      Шамсутдинов М.М. (2010) Учебно-методическое пособие. Кафедра горного дела КРСУ, Бишкек.
9.      Consulting Group of CSR Business Network (2011). Комплексный подход к установлению партнерства с местным населением – гарантия успеха стратегии корпоративной социальной ответственности горнорудных компаний. Бишкек.
10.  Орешкин А., Саакян И. (2011). В золотом угаре и в прогаре тоже. Вечерний Бишкек, с.3.
11.  http://www.24.kg/economics/108983-kyrgyzstan-gornodobivaushaya-promyshlennost.html - «Кыргызстан. ГорноДобивающая промышленность?»
12.  Мурзакулова А. (2011) Социальная динамика и конфликт: исследование общественного мнения населения южных регионов Кыргызстана. Аналитический центр «Полис Азия».
13.  Саакян И. (2011) Чтобы рудник не поник. Вечерний Бишкек, с.6.

14.  Ашыркулов К. (2011) Взаимоотношения горнодобывающих компаний с местным сообществами: опыт, проблемы и пути решения. Бишкек.

Комментариев нет :

Отправить комментарий