Общественный
транспорт Бишкека на сегодняшний день представляет собой комплекс муниципальных
автотранспортных предприятий и частных фирм-перевозчиков. Согласно сведениям
официального сайта Управления городского транспорта мэрии города Бишкек ежедневно
на маршруты города выходят в среднем до 250 автобусов и 87 троллейбусов[1].
Городской пассажирский транспорт обеспечивает
ежедневные транспортные потребности населения города Бишкек и является сектором
смешанной экономики. В городе действуют Бишкекское пассажирское автотранспортное
предприятие (далее - БПАТП), Бишкекское троллейбусное управление, а также до 45
частных фирм-перевозчиков.
Представители столичной мэрии и
руководство БПАТП, неоднократно заявляли, что экономическая деятельность
предприятия направлена не только на извлечение прибыли. В обоснование
сказанного они ссылаются на Постановление Бишкекского
городского кенеша «О тарифах на перевозку пассажиров и багажа общественным
пассажирским транспортом (троллейбус, автобус, маршрутное такси) в городе
Бишкек с 1 мая 2012 года», где установлено, что помимо простых
пассажиров автобусный парк ежедневно осуществляет перевозку различных категорий
граждан, нуждающихся в социальной поддержке - пенсионеры,
лица с ограниченными возможностями здоровья, детям в возрасте до 7 лет и так
далее[2].
При
этом, возлагая на себя такое бремя, предприятию представляется сложным
оказывать услуги при существующих ценах топливо и комплектующие части. Еще никто
не представлял населению независимый и подробный анализ затрат на содержание и
обслуживание автотранспортных средств. Например, стоимость дизельного топлива,
которое закупается предприятием на базе тендера в 2008 году составляла 21 сом
50 тыйын за литр. Сегодня тендерная цена литра дизельного топлива составляет 39
сом 50 тыйын. Средний расход топлива автобуса марки «Я-Синь» JSCGH составляет 30 литров на 100 километров. В 2008 году
стоимость покрышек для автобусов, закупаемых по тендеру, составляла 4780 сом, а
к 2012 году их цена выросла уже до 11 000 сом. К сожалению, данная разница в
ценах на подобные материалы не берется в расчет. Ресурс автобуса производства
Китайской Народной Республики марки «Я-Синь» JSCGH
на 23 посадочных места составляет 5 лет. Поскольку срок эксплуатации автобусов
начинает истекать, возрастают затраты на ремонт.
В
условиях государственного управления транспортным предприятием сложными
остаются и условия труда для водителей автобусов. За один день рейсовый
пассажирский автобус делает от 5 до 6 кругов по заданному маршруту. Для
водителей автобусов руководством предприятия установлена норма - произвести перевозку
пассажиров и собрать платежи за проезд в размере не менее 820 сом за один
проделанный маршрут. Таким образом, дневная норма выработки по сбору оплаты за
проезд, при проезде 5 кругов составляет 4100 сом. В случае если водитель автобуса
не может набрать за один день установленную нормой сумму, с его заработной
платы удерживают недостающую сумму.
В местах основного
расположения автобусов руководству БПАТП сложно создать условия по нормальной
организации досуга водителей, их психологической реабилитации и подготовке к
следующим маршрутам. Во время проведения технического осмотра техники у
водителей и механиков не всегда в наличии имеется необходимые инструменты.
Только благодаря находчивости, опыту и профессионализму инженеров-механиков
предприятия автобусный парк удается содержать в надлежащем состоянии.
Работа
пассажирского транспорта
в городе Бишкек должна быть стабильной, бесперебойной,
соответствовать всем современным требованиям и стандартам безопасности и
комфорта. Для обеспечения всего этого предприятию необходимы значительные
финансовые средства достаточные не только для перманентного функционирования,
но и для его развития. В свою очередь руководство столичной мэрии изыскивает
средства на содержание автобусного парка из республиканского и городского
бюджета вместо того, чтобы сделать БПАТП прибыльным и эффективным.
Становиться
очевидным, что государственное управление БПАТП не способно построить
эффективную систему услуг перевозок в столице. В данной отрасли государство
оказалось не лучшим собственником и менеджером. Одна из главных причин является,
несомненно, экономическая незаинтересованность в управлении транспортным
предприятием.
Отметим, что за
время функционирования БПАТП с 2008 года не произошло никаких серьезных сдвигов
в развитии отрасли пассажирских перевозок. Не было никаких изменений в повышении
профессионализма водителей рейсовых автобусов, культуры вождения, отношения к
пешеходам и пассажирам, работниками предприятия. Как и прежде, основной
потребитель услуг пассажирских перевозок БПАТП – это население города Бишкек.
Не смотря на то, что многие с пониманием отнеслись к повышению стоимости
проезда, претензии относительно повышения качества услуг перевозчиков осталось
неизменным.
Что касается,
низкого уровня комфортности автобусов и качества услуг других частных
фирм-перевозчиков, стоит отметить, что их работа не обусловлена нормальной
конкурентной средой. Это во многом, происходить из-за медленного развития
отрасли и присутствием в секторе государства в качестве одной из конкурирующих
сторон. Таким образом, можно обозначить экономическую сторону проблемы
функционирования общественного транспорта в города Бишкек: экономическая
незаинтересованность в прибыльности БПАТП, отсутствием здоровой конкурентной
среды и наличие государства в качестве поставщика услуг. Также, проблемой
общего характера выступает отсутствие полного видения планомерного развития
политики в области пассажирских перевозок.
Одной из наиболее
действенных мер для повышения прибыльности предприятия, на наш взгляд, остается
стать полная приватизация БПАТП. Несомненно, это принесет и некоторые
финансовые вливания в бюджет города. Процесс перехода предприятия из
государственных рук частным следует осуществлять осторожно и планомерно, чтобы
предупредить риск необоснованного повышения стоимости проезда и потерю льгот
для категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке.
Виктор Незабиватько
[1] сайт БТУ
[2] Информационная система «Токтом»:
www.toktom.kg
Комментариев нет :
Отправить комментарий