понедельник, 22 июля 2013 г.

Можно ли повысить качества услуг общественного транспорта в городе Бишкек?

Общественный транспорт Бишкека на сегодняшний день представляет собой комплекс муниципальных автотранспортных предприятий и частных фирм-перевозчиков. Согласно сведениям официального сайта Управления городского транспорта мэрии города Бишкек ежедневно на маршруты города выходят в среднем до 250 автобусов и 87 троллейбусов[1].
Городской пассажирский транспорт обеспечивает ежедневные транспортные потребности населения города Бишкек и является сектором смешанной экономики. В городе действуют Бишкекское пассажирское автотранспортное предприятие (далее - БПАТП), Бишкекское троллейбусное управление, а также до 45 частных фирм-перевозчиков.
Представители столичной мэрии и руководство БПАТП, неоднократно заявляли, что экономическая деятельность предприятия направлена не только на извлечение прибыли. В обоснование сказанного они ссылаются на Постановление Бишкекского городского кенеша «О тарифах на перевозку пассажиров и багажа общественным пассажирским транспортом (троллейбус, автобус, маршрутное такси) в городе Бишкек с 1 мая 2012 года», где установлено, что помимо простых пассажиров автобусный парк ежедневно осуществляет перевозку различных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке - пенсионеры, лица с ограниченными возможностями здоровья, детям в возрасте до 7 лет и так далее[2].
При этом, возлагая на себя такое бремя, предприятию представляется сложным оказывать услуги при существующих ценах топливо и комплектующие части. Еще никто не представлял населению независимый и подробный анализ затрат на содержание и обслуживание автотранспортных средств. Например, стоимость дизельного топлива, которое закупается предприятием на базе тендера в 2008 году составляла 21 сом 50 тыйын за литр. Сегодня тендерная цена литра дизельного топлива составляет 39 сом 50 тыйын. Средний расход топлива автобуса марки «Я-Синь» JSCGH составляет 30 литров на 100 километров. В 2008 году стоимость покрышек для автобусов, закупаемых по тендеру, составляла 4780 сом, а к 2012 году их цена выросла уже до 11 000 сом. К сожалению, данная разница в ценах на подобные материалы не берется в расчет. Ресурс автобуса производства Китайской Народной Республики марки «Я-Синь» JSCGH на 23 посадочных места составляет 5 лет. Поскольку срок эксплуатации автобусов начинает истекать, возрастают затраты на ремонт.
В условиях государственного управления транспортным предприятием сложными остаются и условия труда для водителей автобусов. За один день рейсовый пассажирский автобус делает от 5 до 6 кругов по заданному маршруту. Для водителей автобусов руководством предприятия установлена норма - произвести перевозку пассажиров и собрать платежи за проезд в размере не менее 820 сом за один проделанный маршрут. Таким образом, дневная норма выработки по сбору оплаты за проезд, при проезде 5 кругов составляет 4100 сом. В случае если водитель автобуса не может набрать за один день установленную нормой сумму, с его заработной платы удерживают недостающую сумму.
В местах основного расположения автобусов руководству БПАТП сложно создать условия по нормальной организации досуга водителей, их психологической реабилитации и подготовке к следующим маршрутам. Во время проведения технического осмотра техники у водителей и механиков не всегда в наличии имеется необходимые инструменты. Только благодаря находчивости, опыту и профессионализму инженеров-механиков предприятия автобусный парк удается содержать в надлежащем состоянии.
Работа пассажирского транспорта в городе Бишкек должна быть стабильной, бесперебойной, соответствовать всем современным требованиям и стандартам безопасности и комфорта. Для обеспечения всего этого предприятию необходимы значительные финансовые средства достаточные не только для перманентного функционирования, но и для его развития. В свою очередь руководство столичной мэрии изыскивает средства на содержание автобусного парка из республиканского и городского бюджета вместо того, чтобы сделать БПАТП прибыльным и эффективным.

Становиться очевидным, что государственное управление БПАТП не способно построить эффективную систему услуг перевозок в столице. В данной отрасли государство оказалось не лучшим собственником и менеджером. Одна из главных причин является, несомненно, экономическая незаинтересованность в управлении транспортным предприятием.
Отметим, что за время функционирования БПАТП с 2008 года не произошло никаких серьезных сдвигов в развитии отрасли пассажирских перевозок. Не было никаких изменений в повышении профессионализма водителей рейсовых автобусов, культуры вождения, отношения к пешеходам и пассажирам, работниками предприятия. Как и прежде, основной потребитель услуг пассажирских перевозок БПАТП – это население города Бишкек. Не смотря на то, что многие с пониманием отнеслись к повышению стоимости проезда, претензии относительно повышения качества услуг перевозчиков осталось неизменным.
Что касается, низкого уровня комфортности автобусов и качества услуг других частных фирм-перевозчиков, стоит отметить, что их работа не обусловлена нормальной конкурентной средой. Это во многом, происходить из-за медленного развития отрасли и присутствием в секторе государства в качестве одной из конкурирующих сторон. Таким образом, можно обозначить экономическую сторону проблемы функционирования общественного транспорта в города Бишкек: экономическая незаинтересованность в прибыльности БПАТП, отсутствием здоровой конкурентной среды и наличие государства в качестве поставщика услуг. Также, проблемой общего характера выступает отсутствие полного видения планомерного развития политики в области пассажирских перевозок.
Одной из наиболее действенных мер для повышения прибыльности предприятия, на наш взгляд, остается стать полная приватизация БПАТП. Несомненно, это принесет и некоторые финансовые вливания в бюджет города. Процесс перехода предприятия из государственных рук частным следует осуществлять осторожно и планомерно, чтобы предупредить риск необоснованного повышения стоимости проезда и потерю льгот для категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке.

Виктор Незабиватько




[1] сайт БТУ
[2] Информационная система «Токтом»: www.toktom.kg

Комментариев нет :

Отправить комментарий