В настоящее
время для граждан Кыргызстана внешняя трудовая миграция является почти
единственным средством выживания. Несомненно, основной причиной массовой
миграции является экономический фактор. Настоящее состояние экономики и
отсутствие надлежащей поддержки государства по обеспечению своих граждан
подходящей работой и социальными программами вынуждают многих специалистов
покидать страну. С другой стороны на это у них есть моральное право, чтобы жить
и работать там, где у них есть достойная зарплата.
Однако, далеко
не все мигранты имеют возможность полностью себя реализовать и полноценно
обустроить свою жизнь в тех местах, где они вынуждены работать и жить. Кроме
того, значительное количество покинувших страну не имеют юридически
оформленного правового статуса, а находясь не территории иностранного
государства нелегально не имеют возможности обращаться в правоохранительные
органы, пользоваться медицинскими услугами, иметь социальные гарантии.
Основными
факторами увеличения объемов перемещений населения являются высокий уровень
безработицы в сельской местности, поселках и малых городах, отсутствие должной
инфраструктуры, низкий уровень медицинских и образовательных услуг,
недостаточная социальная защита.
Не для кого не
секрет, что сейчас государство не имеет достаточных средств, а власть в стране
надлежащей политической воли. Исходя из этого, необходимо выработать меры для
решения данной проблемы посредством сотрудничества представителей
государственных органов, ответственных за обеспечение интересов занятости за
рубежом, гражданского общества, неправительственных организаций, объединений
мигрировавших граждан. Реализуя, таким образом, политику защиты интересов
граждан Кыргызстана на территории иностранного государства, уполномоченные
государственные органы, совместно с общественными организациями могут взять под
контроль решение данной проблемы.
Граждане,
трудоустроенные за рубежом являются важнейшими инвесторами в экономику нашей
страны. Это, также, имеет большое значение для государственного бюджета
страны. Перечисления, отправляемые ими в Кыргызстан достигают 1 миллиард
долларов в год.[1] Точнее,
сумма денежных переводов от мигрантов составляет 14% от ВВП. Согласно прогнозам
экспертов этот показатель выше прямых иностранных инвестиций Кыргызстана (ссылка).
Также, согласно
данным исследования, среди мигрантов из Кыргызстана 68,5 процента составляют
кыргызы. Средний возраст трудовых мигрантов сейчас составляет 32,2 года. При
этом 43,6 процента мигрантов - выходцы из сельской местности.
По данным
Национального статистического комитета Кыргызской Республики, за период с 1991
года по 2005 год общий объем межобластных перемещений составил 889921 человек.
До 400 тысяч
граждан Кыргызской Республики ежегодно выезжают за пределы республики с целью
временного трудоустройства. Большая часть из них трудоустраивается за рубежом
самостоятельно или через неофициальные каналы и осуществляет работу без
оформления необходимых разрешительных документов, что обуславливает их
нелегальный статус пребывания в стране трудоустройства.
Следует
отметить, что денежные переводы трудовых мигрантов способствуют снижению уровня
бедности в республике. Значительная часть трудящихся за рубежом - это выходцы
из сельской местности, где показатель уровня бедности достаточно высок по
сравнению большими городами страны.
Рассматривая
проблему со стороны, можно выделить другую полезную сторону внешней трудовой миграции.
Те, не многие граждане, которым удается трудоустроиться за границей по своей
специальности за свое время работы, несомненно, повышают свои профессиональные
навыки и становятся конкурентоспособными на рынке труда.
Например, один
из наших земляков работает парикмахером в одном из престижных салонов Москвы.
По его словам, он научился многому за короткий период. У него появилась своя
клиентура, о нем знают представители шоу-бизнеса. Остается только один вопрос: вернутся
ли такие специалисты обратно в Кыргызстан?
Выходит, сегодня
мы имеем поток инвестиций, а завтра рискуем остаться без трудоспособных
граждан. Многие страны ожидает демографический кризис. А это означает, что
большие города Российской Федерации и других стран так и будут привлекать наших
трудоспособных граждан.
Не для кого не
секрет, что значительное количество наших граждан работают нелегально во многих
российских городах. Для решения проблем таких мигрантов в программе
политической партии «Ата-Мекен» имеется проект, нацеленный именно на решение
проблем наших трудовых мигрантов в России.
Эркин Жумабаев
заместитель председателя Социалистической партии «Ата-Мекен» в своем интервью с
говорит о намерениях их партии по вопросам мигрантов. По его словам
Социалистическая партия «Ата-Мекен» намерена открыть официально существующие
Центры во многих городах России. В этих Центрах наши мигранты смогут получать
конкретную помощь и содействие при возникающих проблемах с местными властями,
правоохранительными органами, консультироваться относительно своего правового
статуса. Эркин Жумабаев добавляет что, эффективность этих будет в том, что они
будут иметь прямой контакт с партией «Ата-Мекен», что означает прямой контакт с
Жогорку Кенешом Кыргызской Республики и Правительством.[2]
Но такие центры
должны иметь тесное сотрудничество с правительством Кыргызстана. И, конечно же,
правительственные служащие не должны забывать что это их обязанность - создавать
условия для таких центров. Но было бы хорошо, если такие центры имели отдел по
антикризисным ситуациям, куда могли бы обращаться наше соотечественники. Это и получение
травм при несчастном случае, уголовное расследование, представительство в суде
по гражданскому и уголовному разбирательству и т.д.
Помимо этого, к
таким центрам, необходимо иметь бесплатные юридические консультации по
трудоустройству для тех, кто собирается трудоустраиваться в России.
Глядя в будущее,
хочется надеяться, для каждого потенциального или существующего трудового
мигранта вопрос «куда податься», будет рассматриваться с учетом выработанной
программы центров поддержки мигрантов. Ведь куда бы Кыргызстанцы ни пошли, они
остаются гражданами нашей страны, а значит, наше правительство должно принять все
необходимые меры по обеспечению их нормальной достойной жизнью.
В Москве
мигранты из Кыргызстана часто работают на стройках, в коммунальной сфере и в
торговых точках. Одним из излюбленных городов является Екатеринбург. И этот
выбор не случаен. Этот город находится на прямой железнодорожной ветке,
соединяющей Кыргызскую Республику с Российской Федерацией. Здесь наши граждане
стремятся получить работу благодаря следующей характеристике – это работа,
требующая высокой квалификации.
По
оценкам экспертов, на заработки в Россию и Казахстан отправились порядка 800
тыс. кыргызских трудовых мигрантов, оставив населенные пункты, где нет
возможности найти работу. Таким образом, в стране отсутствует целое взрослое
трудоспособное поколение – родителей детей, о которых заботятся представители
старшего поколения. Согласно докладу ОБСЕ и ЕС за 2009 год, в стране появились
села, в которых «проживают исключительно дети и старики».
Остается
только надеяться, что руководство нашей страны, наконец, возьмется за решение
этой проблемы. Важно, чтобы подходы к реализации решения были комплексными и
планомерными. Вопрос трудовой миграции это вопрос многих лет. Однако начинать
нужно как можно скорее.
Автор: Токтобек Омокеев
[1] Арстанбек
Агынай улуу, Предвыборный Бюллетень №3, 2010. – с.3
[2] Предвыборный Бюллетень №3, 2010 год Арстанбек
Агынай.
Комментариев нет :
Отправить комментарий