среда, 12 февраля 2014 г.

Скоро мобильники воровать не будет смысла (Часть 1)

Пробелы во взаимодействии операторов сотовой связи и органов внутренних дел способствуют хищению мобильных телефонов

Разработчик исследования: Яруллин Фархад

Часть 1. Почему крали телефон?

Введение
В современном мире мобильный телефон – это такая же обыденная вещь как телевизор или холодильник. Первые модели содержали стандартный набор функций: звонки, СМС, будильник, калькулятор, часы. Сейчас же просто невозможно описать все возможные функции этого устройства: фото-видеокамеры, плееры, интернет-браузеры, игры, электронные книги, словари и многое другое. Многие люди уже не представляют себе ни дня жизни без этого устройства.
На территории Кыргызской республики, осуществляют свою деятельность, семь операторов предоставляющие услуги мобильной связи и обслуживают 6,3 млн. абонентов. Два сотовых оператора Кыргызстана занимают практически весь рынок связи по обороту - 92,5%.
Первое место на рынке принадлежат ЗАО «Альфа Телеком» (сотовый оператор MegaCom). На втором месте по обороту - 42,5% находится ОсОО «Sky Mobile» (сотовый оператор Beeline). Третье место на рынке связи Кыргызстана занимает ОсОО «Нур Телеком» (сотовый оператор «О!») с долей чуть более 6%. Чуть более 1,3% принадлежит компании «АкТел» (сотовый оператор Fonex). Менее 1% доли на рынке связи занимают сотовые операторы Katel, Nexi и Sapatcom.
С развитием технологий, и увеличением числа абонентов, хищения мобильных телефонных аппаратов приобрели за последние годы значительную распространенность в крупных городах страны, особенно в города Бишкек. Они совершаются, как показывают данные уголовной статистики, преимущественно молодежью на улицах и в других общественных местах в форме кражи, грабежа, разбоя и имеют тенденцию к постоянному росту. Такая «популярность» сотовых телефонов у преступников объясняется легкостью его сбыта у скупщиков краденного.

Цель исследования:
 Разработать и внедрить механизмы политик для эффективного взаимодействия правоохранительных органов и сотовых операторов
Задачи исследования:
      Усилить контроль за похищенными телефонами
      Провести исследований по проблеме
Лица принимающие решение:
      Министерство Внутренних Дел КР
      Министерство Транспорта и Коммуникаций КР
      Государственное Агенство Связи КР
Стейкхолдеры исследования:
      Абоненты операторов связи
      Министерство
      молодежи, труда и занятости
      Министерство Внутренних Дел КР

Анализ ситуации, определение проблемы
В связи с тем, что 80% грабежей и краж, в которых у пострадавших отбираются сотовые телефоны совершается в городе Бишкек, меры, принимаемые со стороны ГУВД города Бишкек по предупреждению данной категории хищений остаются пока малоэффективными. В определенной мере это обусловлено слабой методической обеспеченностью субъектов профилактики преступлений. Причины и условия, способствующие хищениям мобильных телефонов, до настоящего времени изучены недостаточно, что не позволяет своевременно принимать упреждающие меры.
Причины и условия, способствующие хищениям мобильных телефонов, как составная часть общих причин и условий преступности по содержанию во многом идентичны с причинами и условиями преступлений против собственности, городской и уличной преступностью. Соотношение их определяется в виде диалектического взаимодействия единичного, особенного и общего. Вместе с тем они обладают и собственным, специфическим содержанием обусловленным, в частности, особенностями предмета преступного посягательства.
Причины и условия преступности, как известно, неразрывно связаны с противоречиями общественного развития и кроются в социально-экономической, политической, духовно-нравственной, социально-психологической и иных сферах жизни общества.
Основными причинами преступности во многих странах являются, как отмечалось в докладе VI Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, социальное неравенство, низкий уровень жизни и безработица. Степень поляризации населения по уровню доходов в Кыргызстане после начала социально экономических реформ стала крайне высокой. Уровень бедности в 2010-2011 годах составил 33,7 %, увеличившись на 2 % по сравнению с 2009 годом. Такие данные приведены в отчете Министерства молодежи, труда и занятости за 2011 год. За 2012 год уровень бедности в Кыргызстане вырос с 33,7 до 36,8%. При этом, реальная безработица охватывает свыше 26% экономически активной части населения.
Резкое имущественное расслоение и низкий уровень доходов значительной части населения, безработица, отсутствие должной социальной поддержки государством малоимущих граждан являются основными социально-экономическими причинами не только корыстной преступности в целом, но, как показало проведенное исследование и хищений мобильных телефонов. Об этом свидетельствует, в частности, то, что среди лиц, совершивших хищения мобильных телефонов лица, не имеющие постоянного источника дохода и безработные составили в 2011 году по города Бишкек, в среднем 75%. По материалам изученных уголовных дел 55% несовершеннолетних из числа совершивших данные преступления, являлись выходцами из семей с уровнем дохода ниже прожиточного минимума (в пересчете на каждого члена семьи), а еще 25% - воспитывались в неблагополучных семьях.
Одним из важных социально-экономических условий, способствующих совершению хищений, является широкая распространенность мобильных телефонов среди населения и гостей столицы. При этом ассортимент телефонных аппаратов, а также перечень и качество предоставляемых операторами мобильной связи услуг постоянно расширяются, а потребительские свойства аппаратов – все время улучшаются. Данные обстоятельства поддерживают высокий спрос на мобильные телефонные аппараты среди населения и способствуют их хищениям с целью последующей перепродажи. В настоящее время в города Бишкек и во всех других крупных городах действует сеть небольших магазинов и киосков, в которых организована скупка у населения и реализация бывших в употреблении мобильных телефонных аппаратов.
При этом скупка осуществляется предпринимателями без документального оформления сделки и в отсутствие требований к сбытчикам представлять соответствующие, Социально-политические причины и условия, способствующие хищениям мобильных телефонов проявляются в отсутствии эффективной программы государственной поддержки малоимущих граждан, а также в появлении в столице неконтролируемой массы трудовых мигрантов, 45% сельчан находятся на заработках в города Бишкек, часть которых, преимущественно молодежь в возрасте от 20 до 35 лет, оставаясь длительное время без работы и источников существования, становится на путь совершения корыстных уличных преступлений - краж, грабежей и разбоев.
Ранее одним из условий, способствующих хищениям мобильных телефонов, является несовершенство законодательства. В частности, пробелы в правовом регулировании оборота бывших в употреблении мобильных телефонов снижают эффективность мер по противодействию сбыту похищенного имущества, а недостатки в правовом регулировании договора купли-продажи не позволяют вести эффективную борьбу с мошенничеством, маскируемым под покупку
мобильных телефонов в кредит.

В целях устранения данного пробела в законодательстве было принято постановление Правительства КР от 25 марта 2009 года №192 «Об утверждении Положения «О порядке взаимодействия операторов мобильной сотовой связи с органами Внутренних дел КР, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность по розыску похищенных мобильных устройств», обязывающих операторов сотовой связи оказывать содействие в оперативном раскрытии уголовных дел по похищенным сотовым аппаратам. Как известно у каждого мобильного телефона имеется идентификационный номер (IMEI-код), состоящий из 15 цифр (он наносится на корпус телефона), который при каждом соединении передается в сеть оператора. При хищении сотового телефона чаще всего из него извлекается SIM-карта и аппарат продается на вторичном рынке. Если ранее органы внутренних дел получали санкцию в прокуратуре на распечатку звонков с украденного аппарата, то сейчас формируется реестр краденых телефонов на основании каждого заявления по похищенному аппарату. И в течение 48 часов он должен вводиться в реестр, который ведется в Министерстве Внутренних Дел КР, а операторы сотовой связи обязаны в течение 24 часов предоставить в орган внутренних дел сведения о звонках с похищенных телефонов.

Продолжение

Часть 2. Почему IMEI - бестолковая система?

Определение проблемы
Ежегодно в Кыргызскую Республику завозиться около 500 тыс. мобильных телефонов[1]Ассортимент телефонных аппаратов постоянно расширяется, а потребительские свойства аппаратов – все время улучшаются. Данные обстоятельства поддерживают высокий спрос на мобильные телефонные аппараты среди населения и способствуют их хищениям.
Согласно данным МВД за 2011 и 2012 годы, в Кыргызстане около 56% грабежей, в том числе с применением насилия или угрозой применения такового, совершается с целью отъема сотовых телефонов. Также около 26% краж запланированы с целью хищения мобильных аппаратов. Процент раскрываемости по данным преступлениям в среднем около 50%.
Ситуация по городу Бишкек еще более удручающая. Около трети краж и 2/3 грабежей совершается с целью завладения сотовыми телефонами жертв. Раскрываемость подобных преступлений в столице ниже и составляет около 45%.[2]
Как отмечают представители различных общественных организаций, сплотившихся под эгидой союза «За реформы и результат», по данным их исследований 84% населения республики сегодня не доверяет милиции. Из вышеуказанного следует, что на самом деле мобильных краж было значительно больше.
Меры приняты и действуют на практике. Практика выявляет пробелы во взаимодействии операторов сотовой связи и органов внутренних способствуют хищению мобильных телефоновОтработанный было милицией механизм поиска пропавших телефонов по серийному номеру терминала IMEI фактически парализован. Техническая грамотность преступников повысилась, они не спешат звонить с украденного телефона или продавать его с рук.

Варианты решения проблемы:
1.     Оставить все как есть
«плюсы»
  • Не требуется никаких затрат и усилий
«минусы»
  • Последствия данного варианта, учитывая мировой опыт, могут быть очень плачевными, если не принимать никаких действий для повышения эффективности борьбы по искоренению хищений мобильных телефонов. В итоге пострадает безопасность граждан, повыситься уровень преступности. Дополнительная нагрузка на правоохранительные органы.
2.     Внедрить Закон КР «О внесении изменений и дополнений в закон Кыргызской Республики «Об электрической и почтовой связи»
Государственная система идентификации устройств связи (ГСИУС) это комплекс аппаратно-программных средств, обеспечивающий распознавание международных идентификаторов мобильных устройств связи, эксплуатируемых или ввозимых на территорию Кыргызской Республики, сравнение их с базами данных операторов электросвязи по международным идентификаторам.
ГСИУС предоставляет доступ к сети сотовой связи сотовым телефонам (далее телефоны) IMEI код которых находиться в белом списке, при этом телефоны IMEI код которых в черном списке не имеют доступа к сети.

Справочно: IMEI код - международный идентификатор мобильного оборудования — число (обычно 15-разрядное в десятичном представлении), уникальное для каждого использующего его аппарата. Применяется в сотовых телефонах GSM, WCDMA и IDEN сетей, а также в некоторых спутниковых телефонах. IMEI устанавливается на телефоны во время изготовления на заводе. Он служит для идентификации устройства в сети и хранится в прошивке аппарата. Как правило, IMEI указывается в четырёх местах: на самом аппарате (в большинстве случаев вызывается набором *#06#), под аккумуляторной батареей, на упаковке и в гарантийном талоне. Он играет роль серийного номера аппарата и передаётся в эфир при авторизации в сети. Также IMEI используется для слежения за аппаратами и блокирования краденых телефонов на уровне оператора сотовой связи, что не позволяет в дальнейшем использовать такой аппарат в сети этого оператора, однако не мешает его использованию в других сетях.

IMEI используется только для идентификации устройства, и не имеет постоянного отношения к абоненту. Модель и происхождение телефона описываются первыми 8 цифрами IMEI (так называемый номер TAC). Оставшаяся часть — серийный номер с контрольным числом в конце. Телефонам, поддерживающим одновременную работу с двумя SIM картами присваивается два номера IMEI.

- «Белый список» -вносятся IMEI-коды сотовых телефонов используемых в сети до внедрения системы, и IMEI коды телефонов ввозимых легально после внедрения системы.
- «Черный список» - вносятся вновь клонированные IMEI-коды, IMEI-коды потерянных и украденных сотовых телефонов.
«Серый список» - промежуточный список, куда попадают данные IMEI-кодов для последующего анализа и определения его в белый или черный список (незарегистрированные IMEI-коды, которые фиксируются операторами сотовой связи при незарегистрированном использовании канала связи, в том числе въезжающих в страну лиц (туристы, бизнесмены и т.д.) будут иметь ограничение установленное Правительством КР). IMEI-коды аппаратов, используемые услуги роуминга операторов других стран не попадают в серый список. В данном списке анализируется клонирование IMEI-кодов сотовых устройств.
«плюсы»
      Существенное снижение числа краж сотовых аппаратов
      Увеличение бюджетных поступлений
      Оборот сотовых телефонов на рынке предложений становится полностью прозрачным (поступление таможенных и других налоговых сборов от ввоза сотовых телефонов).
      Устранение правовых пробелов в законодательстве КР
«минусы»
      Определенная финансовая нагрузка ложиться на население. Что вызовет отрицательный социальный резонанс в обществе к проекту
      Относительно большее количество согласований на уровне министерств и ведомств
      Высокая стоимость реализации проекта

3.     Внедрить Закон КР «О внесении изменений и дополнений в закон Кыргызской Республики «Об электрической и почтовой связи»
На основании уголовного дела, о хищении мобильного телефона, при направлении запроса правоохранительными органами в службу безопасности сотовых операторов, операторы включают IMEI код в черный список. При этом, телефоны, IMEI код которых в черном списке, не имеют доступа к сети.
«плюсы»
      Существенное снижение числа хищений мобильных аппаратов
      Блокирование доступа к сети сотовой связи краденным телефонам
      Прост в реализации
      Не требует дополнительных затрат
      Упрощает работу правоохранительных органов
«минусы»
      Возможность обойти ограничения путем вывоза похищенных телефонов за границу
      Возможность обойти ограничения путем перепрограммирования ПО телефона

Рекомендации:
Рассмотрим универсальные критерии
Таблица 1. критерии для выработки рекомендаций:

Критерии
Альтернативные варианты политики
Вариант № 1 Ничего не менять
Вариант № 2 Внедрение Закона КР «О внесении изменений и дополнений в закон Кыргызской Республики «Об электрической и почтовой связи»
Вариант № 3 Внесение дополнения в  Закона КР «О порядке взаимодействия операторов мобильной сотовой связи с органами внутренних дел КР, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность по розыску похищенных мобильных устройств»
Результативность
1
3
2
Эффективность
1
2
2
Справедливость
1
2
2
Политическая осуществимость
3
1
3
Административная осуществимость
3
1
3
Общий итог
9
11
12
Рейтинг варианта
1
2
3
Примечание к таблице: шкала оценок альтернатив: «1» - низкая, «3» - высокая оценка.

Сравнительный анализ альтернатив политики:
Наибольшим рейтингом обладает вариант №3 Внесение дополнения в Закона КР «О порядке взаимодействия операторов мобильной сотовой связи с органами внутренних дел КР, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность по розыску похищенных мобильных устройств».

Рекомендации заказчику: принять вариант № 3
Его преимущество заключается в том, что для его осуществления не требуется больших временных, финансовых, человеческих, процедурных ресурсов, чем вариант № 2. Вариант № 2 обладает меньшей административной осуществимостью, в силу административных, бюрократических и экономических барьеров.
Прогноз возможных последствий при реализации варианта № 3:
  • Появиться возможность обойти ограничения путем вывоза похищенных телефонов за границу.
  • Техническая грамотность преступников может повыситься, и у части краденых телефонов будет изменен IMEI код. Эффективность данного метода  упадет. 
Приложение № 1
Ввоз мобильных телефонов за пять лет
Наименование показателей
2007
2008
2009
2010
2011
Количество абонентов сотовой связи, тыс.
2168,3
3394,0
4487,1
5275,4
6277,1
Количество активных абонентов, тыс.
1084,2
1697
2243,5
2637,7
3138,5
Прирост телефонных аппаратов за год
-
612,8
546,5
394,2
500,8
В том числе:
легальный ввоз – 10,0%
-
61,2
54,7
39,4
50
Прочая доставка сотовых аппаратов в республику – 90%
-
551,6
491,8
354,8
450,8
Поступления в бюджет страны

5147,5
4590,6
3311,3
4206,7

Кражи мобильных телефонов

2012
раскрываемость
2011
раскрываемость
Количество совершенных краж по городу Бишкек
10848
56,0%
12008
56,9%
Количество совершенных грабежей по городу Бишкек
2074
59,2%
2434
51,1%
Кражи мобильных аппаратов по республике
2880
51,4%
3032
50,1%
Грабежи мобильных аппаратов по республике
1148
50,3%
1363
46,6%
В том числе п.2 ч.3 статьи 167 УК КР
823

922

Количество совершенных краж по городу Бишкек
5559
43,0%
6048
46,0%
Количество совершенных грабежей по городу Бишкек
1235
45,8%
1500
37,0%
Кражи мобильных аппаратов по городу Бишкек
2138
46,8%
2106
43,9%
Грабежи мобильных аппаратов по городу Бишкек
848
44,10%
971
37,40%
В том числе п.2 ч.3 статьи 167 КР КР
730

818

Источник: МВД КР

 Справочно: Статья 167, п.2. ч.3. Уголовного Кодекса КР — (грабеж) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.

Комментариев нет :

Отправить комментарий