Пробелы во взаимодействии операторов
сотовой связи и органов внутренних дел способствуют хищению мобильных
телефонов
Разработчик исследования: Яруллин Фархад
Часть 1. Почему крали телефон?
Введение
В современном мире мобильный телефон – это такая же
обыденная вещь как телевизор или холодильник. Первые модели содержали
стандартный набор функций: звонки, СМС, будильник, калькулятор, часы. Сейчас же
просто невозможно описать все возможные функции этого устройства:
фото-видеокамеры, плееры, интернет-браузеры, игры, электронные книги, словари и
многое другое. Многие люди уже не представляют себе ни дня жизни без этого
устройства.
На территории Кыргызской
республики, осуществляют свою деятельность, семь операторов предоставляющие
услуги мобильной связи и обслуживают 6,3 млн. абонентов. Два сотовых оператора
Кыргызстана занимают практически весь рынок связи по обороту - 92,5%.
Первое место на рынке
принадлежат ЗАО «Альфа Телеком» (сотовый оператор MegaCom). На втором месте по
обороту - 42,5% находится ОсОО «Sky Mobile»
(сотовый оператор Beeline).
Третье место на рынке связи Кыргызстана занимает ОсОО «Нур Телеком» (сотовый
оператор «О!») с долей чуть более 6%. Чуть более 1,3% принадлежит компании «АкТел»
(сотовый оператор Fonex).
Менее 1% доли на рынке связи занимают сотовые операторы Katel, Nexi и Sapatcom.
С развитием технологий, и увеличением числа
абонентов, хищения мобильных телефонных
аппаратов приобрели за последние годы значительную распространенность в крупных
городах страны, особенно в города Бишкек. Они совершаются, как показывают данные
уголовной статистики, преимущественно молодежью на улицах и в других
общественных местах в форме кражи, грабежа, разбоя и имеют тенденцию к
постоянному росту. Такая «популярность» сотовых телефонов у преступников
объясняется легкостью его сбыта у скупщиков краденного.
Цель исследования:
• Разработать и
внедрить механизмы политик для эффективного взаимодействия правоохранительных
органов и сотовых операторов
Задачи исследования:
• Усилить контроль за
похищенными телефонами
• Провести
исследований по проблеме
Лица принимающие решение:
• Министерство Внутренних Дел КР
• Министерство Транспорта и Коммуникаций КР
• Государственное Агенство Связи КР
Стейкхолдеры исследования:
• Абоненты операторов связи
• Министерство
• молодежи, труда и
занятости
• Министерство Внутренних Дел КР
Анализ ситуации, определение проблемы
В связи с тем, что 80% грабежей и краж, в которых у
пострадавших отбираются сотовые телефоны совершается в городе Бишкек, меры,
принимаемые со стороны ГУВД города Бишкек по предупреждению данной категории
хищений остаются пока малоэффективными. В определенной мере это обусловлено
слабой методической обеспеченностью субъектов профилактики преступлений.
Причины и условия, способствующие хищениям мобильных телефонов, до настоящего
времени изучены недостаточно, что не позволяет своевременно принимать
упреждающие меры.
Причины и условия,
способствующие хищениям мобильных телефонов, как составная часть общих причин и
условий преступности по содержанию во многом идентичны с причинами и условиями
преступлений против собственности, городской и уличной преступностью.
Соотношение их определяется в виде диалектического взаимодействия единичного,
особенного и общего. Вместе с тем они обладают и собственным, специфическим
содержанием обусловленным, в частности, особенностями предмета преступного
посягательства.
Причины и условия преступности,
как известно, неразрывно связаны с противоречиями общественного развития и
кроются в социально-экономической, политической, духовно-нравственной,
социально-психологической и иных сферах жизни общества.
Основными причинами
преступности во многих странах являются, как отмечалось в докладе VI Конгресса
ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, социальное
неравенство, низкий уровень жизни и безработица. Степень поляризации населения
по уровню доходов в Кыргызстане после начала социально экономических реформ
стала крайне высокой. Уровень
бедности в 2010-2011 годах составил 33,7 %, увеличившись на 2 % по сравнению с
2009 годом. Такие данные приведены в отчете Министерства молодежи, труда и
занятости за 2011 год. За 2012 год уровень
бедности в Кыргызстане вырос с 33,7 до 36,8%. При этом,
реальная безработица охватывает свыше 26% экономически активной части
населения.
Резкое имущественное
расслоение и низкий уровень доходов значительной части населения, безработица,
отсутствие должной социальной поддержки государством малоимущих граждан
являются основными социально-экономическими причинами не только корыстной преступности
в целом, но, как показало проведенное исследование и хищений мобильных
телефонов. Об этом свидетельствует, в частности, то, что среди лиц, совершивших
хищения мобильных телефонов лица, не имеющие постоянного источника дохода и
безработные составили в 2011 году по города Бишкек, в среднем 75%. По материалам
изученных уголовных дел 55% несовершеннолетних из числа совершивших данные
преступления, являлись выходцами из семей с уровнем дохода ниже прожиточного
минимума (в пересчете на каждого члена семьи), а еще 25% - воспитывались в
неблагополучных семьях.
Одним из важных
социально-экономических условий, способствующих совершению хищений, является
широкая распространенность мобильных телефонов среди населения и гостей
столицы. При этом ассортимент телефонных аппаратов, а также перечень и качество
предоставляемых операторами мобильной связи услуг постоянно расширяются, а
потребительские свойства аппаратов – все время улучшаются. Данные
обстоятельства поддерживают высокий спрос на мобильные телефонные аппараты
среди населения и способствуют их хищениям с целью последующей перепродажи. В
настоящее время в города Бишкек и во всех других крупных городах действует сеть
небольших магазинов и киосков, в которых организована скупка у населения и
реализация бывших в употреблении мобильных телефонных аппаратов.
При этом скупка
осуществляется предпринимателями без документального оформления сделки и в
отсутствие требований к сбытчикам представлять соответствующие, Социально-политические
причины и условия, способствующие хищениям мобильных телефонов проявляются в
отсутствии эффективной программы государственной поддержки малоимущих граждан,
а также в появлении в столице неконтролируемой массы трудовых мигрантов, 45%
сельчан находятся на заработках в города Бишкек, часть которых, преимущественно
молодежь в возрасте от 20 до 35 лет, оставаясь длительное время без работы и
источников существования, становится на путь совершения корыстных уличных
преступлений - краж, грабежей и разбоев.
Ранее одним из условий,
способствующих хищениям мобильных телефонов, является несовершенство
законодательства. В частности, пробелы в правовом регулировании оборота бывших
в употреблении мобильных телефонов снижают эффективность мер по противодействию
сбыту похищенного имущества, а недостатки в правовом регулировании договора
купли-продажи не позволяют вести эффективную борьбу с мошенничеством,
маскируемым под покупку
мобильных телефонов в кредит.
В целях устранения
данного пробела в законодательстве было принято постановление Правительства КР
от 25 марта 2009 года №192 «Об утверждении Положения «О порядке взаимодействия
операторов мобильной сотовой связи с органами Внутренних дел КР, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность по розыску похищенных мобильных устройств»,
обязывающих операторов сотовой связи оказывать содействие в оперативном
раскрытии уголовных дел по похищенным сотовым аппаратам. Как известно у каждого
мобильного телефона имеется идентификационный номер (IMEI-код), состоящий из 15 цифр (он
наносится на корпус телефона), который при каждом соединении передается в сеть
оператора. При хищении сотового телефона чаще всего из него извлекается
SIM-карта и аппарат продается на вторичном рынке. Если ранее органы внутренних дел
получали санкцию в прокуратуре на распечатку звонков с украденного аппарата, то
сейчас формируется реестр краденых телефонов на основании каждого заявления по
похищенному аппарату. И в течение 48 часов он должен вводиться в реестр,
который ведется в Министерстве Внутренних Дел КР, а операторы сотовой связи обязаны в течение 24 часов
предоставить в орган внутренних дел сведения о звонках с похищенных телефонов.
Продолжение
Часть 2. Почему IMEI - бестолковая система?
Определение проблемы
Ежегодно в Кыргызскую Республику завозиться около 500 тыс. мобильных телефонов[1]. Ассортимент телефонных аппаратов постоянно расширяется, а потребительские свойства аппаратов – все время улучшаются. Данные обстоятельства поддерживают высокий спрос на мобильные телефонные аппараты среди населения и способствуют их хищениям.
Согласно данным МВД за 2011 и 2012 годы, в Кыргызстане около 56% грабежей, в том числе с применением насилия или угрозой применения такового, совершается с целью отъема сотовых телефонов. Также около 26% краж запланированы с целью хищения мобильных аппаратов. Процент раскрываемости по данным преступлениям в среднем около 50%.
Ситуация по городу Бишкек еще более удручающая. Около трети краж и 2/3 грабежей совершается с целью завладения сотовыми телефонами жертв. Раскрываемость подобных преступлений в столице ниже и составляет около 45%.[2]
Как отмечают представители различных общественных организаций, сплотившихся под эгидой союза «За реформы и результат», по данным их исследований 84% населения республики сегодня не доверяет милиции. Из вышеуказанного следует, что на самом деле мобильных краж было значительно больше.
Меры приняты и действуют на практике. Практика выявляет пробелы во взаимодействии операторов сотовой связи и органов внутренних способствуют хищению мобильных телефонов. Отработанный было милицией механизм поиска пропавших телефонов по серийному номеру терминала IMEI фактически парализован. Техническая грамотность преступников повысилась, они не спешат звонить с украденного телефона или продавать его с рук.
Варианты решения проблемы:
1. Оставить все как есть
«плюсы»
- Не требуется никаких затрат и усилий
«минусы»
- Последствия данного варианта, учитывая мировой опыт, могут быть очень плачевными, если не принимать никаких действий для повышения эффективности борьбы по искоренению хищений мобильных телефонов. В итоге пострадает безопасность граждан, повыситься уровень преступности. Дополнительная нагрузка на правоохранительные органы.
2. Внедрить Закон КР «О внесении изменений и дополнений в закон Кыргызской Республики «Об электрической и почтовой связи»
Государственная система идентификации устройств связи (ГСИУС) это комплекс аппаратно-программных средств, обеспечивающий распознавание международных идентификаторов мобильных устройств связи, эксплуатируемых или ввозимых на территорию Кыргызской Республики, сравнение их с базами данных операторов электросвязи по международным идентификаторам.
ГСИУС предоставляет доступ к сети сотовой связи сотовым телефонам (далее телефоны) IMEI код которых находиться в белом списке, при этом телефоны IMEI код которых в черном списке не имеют доступа к сети.
Справочно: IMEI код - международный идентификатор мобильного оборудования — число (обычно 15-разрядное в десятичном представлении), уникальное для каждого использующего его аппарата. Применяется в сотовых телефонах GSM, WCDMA и IDEN сетей, а также в некоторых спутниковых телефонах. IMEI устанавливается на телефоны во время изготовления на заводе. Он служит для идентификации устройства в сети и хранится в прошивке аппарата. Как правило, IMEI указывается в четырёх местах: на самом аппарате (в большинстве случаев вызывается набором *#06#), под аккумуляторной батареей, на упаковке и в гарантийном талоне. Он играет роль серийного номера аппарата и передаётся в эфир при авторизации в сети. Также IMEI используется для слежения за аппаратами и блокирования краденых телефонов на уровне оператора сотовой связи, что не позволяет в дальнейшем использовать такой аппарат в сети этого оператора, однако не мешает его использованию в других сетях.
IMEI используется только для идентификации устройства, и не имеет постоянного отношения к абоненту. Модель и происхождение телефона описываются первыми 8 цифрами IMEI (так называемый номер TAC). Оставшаяся часть — серийный номер с контрольным числом в конце. Телефонам, поддерживающим одновременную работу с двумя SIM картами присваивается два номера IMEI.
- «Белый список» -вносятся IMEI-коды сотовых телефонов используемых в сети до внедрения системы, и IMEI коды телефонов ввозимых легально после внедрения системы.
- «Черный список» - вносятся вновь клонированные IMEI-коды, IMEI-коды потерянных и украденных сотовых телефонов.
- «Серый список» - промежуточный список, куда попадают данные IMEI-кодов для последующего анализа и определения его в белый или черный список (незарегистрированные IMEI-коды, которые фиксируются операторами сотовой связи при незарегистрированном использовании канала связи, в том числе въезжающих в страну лиц (туристы, бизнесмены и т.д.) будут иметь ограничение установленное Правительством КР). IMEI-коды аппаратов, используемые услуги роуминга операторов других стран не попадают в серый список. В данном списке анализируется клонирование IMEI-кодов сотовых устройств.
«плюсы»
• Существенное снижение числа краж сотовых аппаратов
• Увеличение бюджетных поступлений
• Оборот сотовых телефонов на рынке предложений становится полностью прозрачным (поступление таможенных и других налоговых сборов от ввоза сотовых телефонов).
• Устранение правовых пробелов в законодательстве КР
«минусы»
• Определенная финансовая нагрузка ложиться на население. Что вызовет отрицательный социальный резонанс в обществе к проекту
• Относительно большее количество согласований на уровне министерств и ведомств
• Высокая стоимость реализации проекта
3. Внедрить Закон КР «О внесении изменений и дополнений в закон Кыргызской Республики «Об электрической и почтовой связи»
На основании уголовного дела, о хищении мобильного телефона, при направлении запроса правоохранительными органами в службу безопасности сотовых операторов, операторы включают IMEI код в черный список. При этом, телефоны, IMEI код которых в черном списке, не имеют доступа к сети.
«плюсы»
• Существенное снижение числа хищений мобильных аппаратов
• Блокирование доступа к сети сотовой связи краденным телефонам
• Прост в реализации
• Не требует дополнительных затрат
• Упрощает работу правоохранительных органов
«минусы»
• Возможность обойти ограничения путем вывоза похищенных телефонов за границу
• Возможность обойти ограничения путем перепрограммирования ПО телефона
Рекомендации:
Рассмотрим универсальные критерии
Таблица 1. критерии для выработки рекомендаций:
Критерии
|
Альтернативные варианты политики
| ||
Вариант № 1 Ничего не менять
|
Вариант № 2 Внедрение Закона КР «О внесении изменений и дополнений в закон Кыргызской Республики «Об электрической и почтовой связи»
|
Вариант № 3 Внесение дополнения в Закона КР «О порядке взаимодействия операторов мобильной сотовой связи с органами внутренних дел КР, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность по розыску похищенных мобильных устройств»
| |
Результативность
|
1
|
3
|
2
|
Эффективность
|
1
|
2
|
2
|
Справедливость
|
1
|
2
|
2
|
Политическая осуществимость
|
3
|
1
|
3
|
Административная осуществимость
|
3
|
1
|
3
|
Общий итог
|
9
|
11
|
12
|
Рейтинг варианта
|
1
|
2
|
3
|
Примечание к таблице: шкала оценок альтернатив: «1» - низкая, «3» - высокая оценка.
Сравнительный анализ альтернатив политики:
Наибольшим рейтингом обладает вариант №3 Внесение дополнения в Закона КР «О порядке взаимодействия операторов мобильной сотовой связи с органами внутренних дел КР, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность по розыску похищенных мобильных устройств».
Рекомендации заказчику: принять вариант № 3
Его преимущество заключается в том, что для его осуществления не требуется больших временных, финансовых, человеческих, процедурных ресурсов, чем вариант № 2. Вариант № 2 обладает меньшей административной осуществимостью, в силу административных, бюрократических и экономических барьеров.
Прогноз возможных последствий при реализации варианта № 3:
- Появиться возможность обойти ограничения путем вывоза похищенных телефонов за границу.
- Техническая грамотность преступников может повыситься, и у части краденых телефонов будет изменен IMEI код. Эффективность данного метода упадет.
Приложение № 1
Ввоз мобильных телефонов за пять лет
Наименование показателей
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
Количество абонентов сотовой связи, тыс.
|
2168,3
|
3394,0
|
4487,1
|
5275,4
|
6277,1
|
Количество активных абонентов, тыс.
|
1084,2
|
1697
|
2243,5
|
2637,7
|
3138,5
|
Прирост телефонных аппаратов за год
|
-
|
612,8
|
546,5
|
394,2
|
500,8
|
В том числе:
| |||||
легальный ввоз – 10,0%
|
-
|
61,2
|
54,7
|
39,4
|
50
|
Прочая доставка сотовых аппаратов в республику – 90%
|
-
|
551,6
|
491,8
|
354,8
|
450,8
|
Поступления в бюджет страны
|
5147,5
|
4590,6
|
3311,3
|
4206,7
|
Кражи мобильных телефонов
2012
|
раскрываемость
|
2011
|
раскрываемость
| |
Количество совершенных краж по городу Бишкек
|
10848
|
56,0%
|
12008
|
56,9%
|
Количество совершенных грабежей по городу Бишкек
|
2074
|
59,2%
|
2434
|
51,1%
|
Кражи мобильных аппаратов по республике
|
2880
|
51,4%
|
3032
|
50,1%
|
Грабежи мобильных аппаратов по республике
|
1148
|
50,3%
|
1363
|
46,6%
|
В том числе п.2 ч.3 статьи 167 УК КР
|
823
|
922
| ||
Количество совершенных краж по городу Бишкек
|
5559
|
43,0%
|
6048
|
46,0%
|
Количество совершенных грабежей по городу Бишкек
|
1235
|
45,8%
|
1500
|
37,0%
|
Кражи мобильных аппаратов по городу Бишкек
|
2138
|
46,8%
|
2106
|
43,9%
|
Грабежи мобильных аппаратов по городу Бишкек
|
848
|
44,10%
|
971
|
37,40%
|
В том числе п.2 ч.3 статьи 167 КР КР
|
730
|
818
|
Источник: МВД КР
Справочно: Статья 167, п.2. ч.3. Уголовного Кодекса КР — (грабеж) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.
Комментариев нет :
Отправить комментарий