«Пробелы во взаимодействии операторов
сотовой связи и органов внутренних дел способствуют хищению мобильных
телефонов»
Разработчик исследования: Яруллин Фархад
Часть 2. Почему IMEI - бестолковая система?
Определение проблемы
Ежегодно в
Кыргызскую Республику завозиться около 500 тыс. мобильных телефонов[1]. Ассортимент
телефонных аппаратов постоянно расширяется, а потребительские свойства
аппаратов – все время улучшаются. Данные обстоятельства поддерживают высокий
спрос на мобильные телефонные аппараты среди населения и способствуют их
хищениям.
Согласно
данным МВД за 2011 и 2012 годы, в Кыргызстане около 56% грабежей, в том числе с
применением насилия или угрозой применения такового, совершается с целью отъема
сотовых телефонов. Также около 26% краж запланированы с целью хищения мобильных
аппаратов. Процент раскрываемости по данным преступлениям в среднем около 50%.
Ситуация
по городу Бишкек еще более удручающая. Около трети краж и 2/3 грабежей
совершается с целью завладения сотовыми телефонами жертв. Раскрываемость
подобных преступлений в столице ниже и составляет около 45%.[2]
Как отмечают представители различных общественных
организаций, сплотившихся под эгидой союза «За реформы и результат», по данным
их исследований 84% населения республики сегодня не доверяет милиции. Из
вышеуказанного следует, что на самом деле мобильных краж было значительно
больше.
Меры приняты и действуют
на практике. Практика выявляет пробелы
во взаимодействии операторов сотовой связи и органов внутренних способствуют хищению мобильных телефонов. Отработанный было милицией механизм
поиска пропавших телефонов по серийному номеру терминала IMEI фактически парализован.
Техническая грамотность преступников повысилась, они не спешат звонить с
украденного телефона или продавать его с рук.
Варианты решения проблемы:
1. Оставить все как есть
«+»
- Не требуется никаких затрат и усилий
«-»
- Последствия данного варианта, учитывая мировой опыт,
могут быть очень плачевными, если не принимать никаких действий для
повышения эффективности борьбы по искоренению хищений мобильных телефонов.
В итоге пострадает безопасность граждан, повыситься уровень преступности.
Дополнительная нагрузка на правоохранительные органы.
2.
Внедрить Закон
КР «О внесении изменений и дополнений в закон Кыргызской Республики «Об
электрической и почтовой связи»
Государственная система идентификации устройств связи (ГСИУС)
это комплекс аппаратно-программных средств, обеспечивающий распознавание
международных идентификаторов мобильных устройств связи, эксплуатируемых или
ввозимых на территорию Кыргызской Республики, сравнение их с базами данных
операторов электросвязи по международным идентификаторам.
ГСИУС
предоставляет доступ к сети сотовой связи сотовым телефонам (далее телефоны)
IMEI код которых находиться в белом списке, при этом телефоны IMEI код которых
в черном списке не имеют доступа к сети.
Справочно: IMEI код - международный идентификатор мобильного
оборудования — число (обычно 15-разрядное в десятичном представлении),
уникальное для каждого использующего его аппарата. Применяется в сотовых
телефонах GSM, WCDMA и IDEN сетей, а также в некоторых спутниковых телефонах.
IMEI устанавливается на телефоны во время изготовления на заводе. Он служит для
идентификации устройства в сети и хранится в прошивке аппарата. Как правило,
IMEI указывается в четырёх местах: на самом аппарате (в большинстве случаев
вызывается набором *#06#), под аккумуляторной батареей, на упаковке и в
гарантийном талоне. Он играет роль серийного номера аппарата и передаётся в
эфир при авторизации в сети. Также IMEI используется для слежения за аппаратами
и блокирования краденых телефонов на уровне оператора сотовой связи, что не
позволяет в дальнейшем использовать такой аппарат в сети этого оператора,
однако не мешает его использованию в других сетях.
IMEI используется только для идентификации устройства, и не
имеет постоянного отношения к абоненту. Модель и происхождение телефона
описываются первыми 8 цифрами IMEI (так называемый номер TAC). Оставшаяся часть
— серийный номер с контрольным числом в конце. Телефонам, поддерживающим
одновременную работу с двумя SIM картами присваивается два номера IMEI.
- «Белый список» -вносятся IMEI-коды сотовых телефонов используемых в сети
до внедрения системы, и IMEI коды телефонов ввозимых легально после внедрения
системы.
- «Черный список» - вносятся вновь клонированные IMEI-коды, IMEI-коды потерянных
и украденных сотовых телефонов.
- «Серый список» - промежуточный список, куда попадают данные
IMEI-кодов для последующего анализа и определения его в белый или черный список
(незарегистрированные IMEI-коды, которые фиксируются операторами сотовой связи
при незарегистрированном использовании канала связи, в том числе въезжающих в
страну лиц (туристы, бизнесмены и т.д.) будут иметь ограничение установленное
Правительством КР). IMEI-коды аппаратов, используемые услуги роуминга
операторов других стран не попадают в серый список. В данном списке
анализируется клонирование IMEI-кодов сотовых устройств.
«+»
•
Существенное снижение числа краж
сотовых аппаратов
•
Увеличение бюджетных поступлений
•
Оборот сотовых телефонов на рынке
предложений становится полностью прозрачным (поступление таможенных и других
налоговых сборов от ввоза сотовых телефонов).
•
Устранение правовых пробелов в
законодательстве КР
«-»
•
Определенная финансовая нагрузка
ложиться на население. Что вызовет отрицательный социальный резонанс в обществе
к проекту
•
Относительно большее количество
согласований на уровне министерств и ведомств
•
Высокая стоимость реализации проекта
3.
Внедрить
Закон КР «О внесении изменений и дополнений в закон Кыргызской Республики «Об электрической
и почтовой связи»
На основании уголовного
дела, о хищении мобильного телефона, при направлении запроса
правоохранительными органами в службу безопасности сотовых операторов,
операторы включают IMEI код в черный список. При
этом, телефоны, IMEI код которых в черном списке, не имеют доступа к сети.
«+»
•
Существенное снижение числа хищений
мобильных аппаратов
•
Блокирование доступа к сети сотовой
связи краденным телефонам
•
Прост в реализации
•
Не требует дополнительных затрат
•
Упрощает работу правоохранительных
органов
«-»
•
Возможность обойти ограничения путем
вывоза похищенных телефонов за границу
•
Возможность обойти ограничения путем
перепрограммирования ПО телефона
Рекомендации:
Рассмотрим
универсальные критерии
Таблица 1. критерии для
выработки рекомендаций:
Критерии
|
Альтернативные
варианты политики
|
||
Вариант № 1 Ничего не менять
|
Вариант № 2 Внедрение Закона КР «О
внесении изменений и дополнений в закон Кыргызской Республики «Об
электрической и почтовой связи»
|
Вариант № 3 Внесение дополнения в Закона КР «О порядке взаимодействия
операторов мобильной сотовой связи с органами внутренних дел КР,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность по розыску похищенных
мобильных устройств»
|
|
Результативность
|
1
|
3
|
2
|
Эффективность
|
1
|
2
|
2
|
Справедливость
|
1
|
2
|
2
|
Политическая
осуществимость
|
3
|
1
|
3
|
Административная
осуществимость
|
3
|
1
|
3
|
Общий
итог
|
9
|
11
|
12
|
Рейтинг
варианта
|
1
|
2
|
3
|
Примечание к таблице: шкала оценок
альтернатив: «1» - низкая, «3» - высокая оценка.
Сравнительный анализ альтернатив политики:
Наибольшим рейтингом обладает вариант №3 Внесение дополнения
в Закона КР «О порядке
взаимодействия операторов мобильной сотовой связи с органами внутренних дел КР,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность по розыску похищенных
мобильных устройств».
Рекомендации заказчику: принять вариант № 3
Его преимущество заключается в том,
что для его осуществления не требуется больших временных, финансовых,
человеческих, процедурных ресурсов, чем вариант № 2. Вариант № 2 обладает
меньшей административной осуществимостью, в силу административных,
бюрократических и экономических барьеров.
Прогноз возможных последствий при
реализации варианта № 3:
- Появиться возможность обойти ограничения путем вывоза похищенных
телефонов за границу.
- Техническая грамотность преступников может повыситься, и у части краденых телефонов будет изменен IMEI код. Эффективность данного метода упадет.
Приложение № 1
Ввоз мобильных телефонов за пять лет
Наименование показателей
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
Количество абонентов сотовой связи, тыс.
|
2168,3
|
3394,0
|
4487,1
|
5275,4
|
6277,1
|
Количество активных абонентов, тыс.
|
1084,2
|
1697
|
2243,5
|
2637,7
|
3138,5
|
Прирост телефонных аппаратов за год
|
-
|
612,8
|
546,5
|
394,2
|
500,8
|
В том числе:
|
|||||
легальный ввоз – 10,0%
|
-
|
61,2
|
54,7
|
39,4
|
50
|
Прочая доставка сотовых аппаратов в республику – 90%
|
-
|
551,6
|
491,8
|
354,8
|
450,8
|
Поступления в бюджет страны
|
5147,5
|
4590,6
|
3311,3
|
4206,7
|
Кражи
мобильных телефонов
2012
|
раскрываемость
|
2011
|
раскрываемость
|
|
Количество
совершенных краж по городу Бишкек
|
10848
|
56,0%
|
12008
|
56,9%
|
Количество
совершенных грабежей по городу Бишкек
|
2074
|
59,2%
|
2434
|
51,1%
|
Кражи
мобильных аппаратов по республике
|
2880
|
51,4%
|
3032
|
50,1%
|
Грабежи
мобильных аппаратов по республике
|
1148
|
50,3%
|
1363
|
46,6%
|
В
том числе п.2 ч.3 статьи 167 УК КР
|
823
|
922
|
||
Количество
совершенных краж по городу Бишкек
|
5559
|
43,0%
|
6048
|
46,0%
|
Количество
совершенных грабежей по городу Бишкек
|
1235
|
45,8%
|
1500
|
37,0%
|
Кражи
мобильных аппаратов по городу Бишкек
|
2138
|
46,8%
|
2106
|
43,9%
|
Грабежи
мобильных аппаратов по городу Бишкек
|
848
|
44,10%
|
971
|
37,40%
|
В
том числе п.2 ч.3 статьи 167 КР КР
|
730
|
818
|
Источник: МВД КР
Справочно: Статья 167, п.2. ч.3. Уголовного Кодекса КР
— (грабеж) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с
угрозой применения такого насилия.
Комментариев нет :
Отправить комментарий