четверг, 13 февраля 2014 г.

Скоро мобильники воровать не будет смысла (Часть 2)

«Пробелы во взаимодействии операторов сотовой связи и органов внутренних дел способствуют хищению мобильных телефонов»

Разработчик исследования: Яруллин Фархад

Часть 2. Почему IMEI - бестолковая система?

Определение проблемы
Ежегодно в Кыргызскую Республику завозиться около 500 тыс. мобильных телефонов[1]. Ассортимент телефонных аппаратов постоянно расширяется, а потребительские свойства аппаратов – все время улучшаются. Данные обстоятельства поддерживают высокий спрос на мобильные телефонные аппараты среди населения и способствуют их хищениям.
Согласно данным МВД за 2011 и 2012 годы, в Кыргызстане около 56% грабежей, в том числе с применением насилия или угрозой применения такового, совершается с целью отъема сотовых телефонов. Также около 26% краж запланированы с целью хищения мобильных аппаратов. Процент раскрываемости по данным преступлениям в среднем около 50%.
Ситуация по городу Бишкек еще более удручающая. Около трети краж и 2/3 грабежей совершается с целью завладения сотовыми телефонами жертв. Раскрываемость подобных преступлений в столице ниже и составляет около 45%.[2]
Как отмечают представители различных общественных организаций, сплотившихся под эгидой союза «За реформы и результат», по данным их исследований 84% населения республики сегодня не доверяет милиции. Из вышеуказанного следует, что на самом деле мобильных краж было значительно больше.
Меры приняты и действуют на практике. Практика выявляет пробелы во взаимодействии операторов сотовой связи и органов внутренних способствуют хищению мобильных телефонов. Отработанный было милицией механизм поиска пропавших телефонов по серийному номеру терминала IMEI фактически парализован. Техническая грамотность преступников повысилась, они не спешат звонить с украденного телефона или продавать его с рук.

Варианты решения проблемы:
1.     Оставить все как есть
«+»
  • Не требуется никаких затрат и усилий
«-»
  • Последствия данного варианта, учитывая мировой опыт, могут быть очень плачевными, если не принимать никаких действий для повышения эффективности борьбы по искоренению хищений мобильных телефонов. В итоге пострадает безопасность граждан, повыситься уровень преступности. Дополнительная нагрузка на правоохранительные органы.
2.     Внедрить Закон КР «О внесении изменений и дополнений в закон Кыргызской Республики «Об электрической и почтовой связи»
Государственная система идентификации устройств связи (ГСИУС) это комплекс аппаратно-программных средств, обеспечивающий распознавание международных идентификаторов мобильных устройств связи, эксплуатируемых или ввозимых на территорию Кыргызской Республики, сравнение их с базами данных операторов электросвязи по международным идентификаторам.
ГСИУС предоставляет доступ к сети сотовой связи сотовым телефонам (далее телефоны) IMEI код которых находиться в белом списке, при этом телефоны IMEI код которых в черном списке не имеют доступа к сети.

Справочно: IMEI код - международный идентификатор мобильного оборудования — число (обычно 15-разрядное в десятичном представлении), уникальное для каждого использующего его аппарата. Применяется в сотовых телефонах GSM, WCDMA и IDEN сетей, а также в некоторых спутниковых телефонах. IMEI устанавливается на телефоны во время изготовления на заводе. Он служит для идентификации устройства в сети и хранится в прошивке аппарата. Как правило, IMEI указывается в четырёх местах: на самом аппарате (в большинстве случаев вызывается набором *#06#), под аккумуляторной батареей, на упаковке и в гарантийном талоне. Он играет роль серийного номера аппарата и передаётся в эфир при авторизации в сети. Также IMEI используется для слежения за аппаратами и блокирования краденых телефонов на уровне оператора сотовой связи, что не позволяет в дальнейшем использовать такой аппарат в сети этого оператора, однако не мешает его использованию в других сетях.

IMEI используется только для идентификации устройства, и не имеет постоянного отношения к абоненту. Модель и происхождение телефона описываются первыми 8 цифрами IMEI (так называемый номер TAC). Оставшаяся часть — серийный номер с контрольным числом в конце. Телефонам, поддерживающим одновременную работу с двумя SIM картами присваивается два номера IMEI.

- «Белый список» -вносятся IMEI-коды сотовых телефонов используемых в сети до внедрения системы, и IMEI коды телефонов ввозимых легально после внедрения системы.
- «Черный список» - вносятся вновь клонированные IMEI-коды, IMEI-коды потерянных и украденных сотовых телефонов.
- «Серый список» - промежуточный список, куда попадают данные IMEI-кодов для последующего анализа и определения его в белый или черный список (незарегистрированные IMEI-коды, которые фиксируются операторами сотовой связи при незарегистрированном использовании канала связи, в том числе въезжающих в страну лиц (туристы, бизнесмены и т.д.) будут иметь ограничение установленное Правительством КР). IMEI-коды аппаратов, используемые услуги роуминга операторов других стран не попадают в серый список. В данном списке анализируется клонирование IMEI-кодов сотовых устройств.
«+»
      Существенное снижение числа краж сотовых аппаратов
      Увеличение бюджетных поступлений
      Оборот сотовых телефонов на рынке предложений становится полностью прозрачным (поступление таможенных и других налоговых сборов от ввоза сотовых телефонов).
      Устранение правовых пробелов в законодательстве КР
«-»
      Определенная финансовая нагрузка ложиться на население. Что вызовет отрицательный социальный резонанс в обществе к проекту
      Относительно большее количество согласований на уровне министерств и ведомств
      Высокая стоимость реализации проекта

3.     Внедрить Закон КР «О внесении изменений и дополнений в закон Кыргызской Республики «Об электрической и почтовой связи»
На основании уголовного дела, о хищении мобильного телефона, при направлении запроса правоохранительными органами в службу безопасности сотовых операторов, операторы включают IMEI код в черный список. При этом, телефоны, IMEI код которых в черном списке, не имеют доступа к сети.
«+»
      Существенное снижение числа хищений мобильных аппаратов
      Блокирование доступа к сети сотовой связи краденным телефонам
      Прост в реализации
      Не требует дополнительных затрат
      Упрощает работу правоохранительных органов
«-»
      Возможность обойти ограничения путем вывоза похищенных телефонов за границу
      Возможность обойти ограничения путем перепрограммирования ПО телефона

Рекомендации:
Рассмотрим универсальные критерии
Таблица 1. критерии для выработки рекомендаций:

Критерии
Альтернативные варианты политики
Вариант № 1 Ничего не менять
Вариант № 2 Внедрение Закона КР «О внесении изменений и дополнений в закон Кыргызской Республики «Об электрической и почтовой связи»
Вариант № 3 Внесение дополнения в  Закона КР «О порядке взаимодействия операторов мобильной сотовой связи с органами внутренних дел КР, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность по розыску похищенных мобильных устройств»
Результативность
1
3
2
Эффективность
1
2
2
Справедливость
1
2
2
Политическая осуществимость
3
1
3
Административная осуществимость
3
1
3
Общий итог
9
11
12
Рейтинг варианта
1
2
3
Примечание к таблице: шкала оценок альтернатив: «1» - низкая, «3» - высокая оценка.

Сравнительный анализ альтернатив политики:
Наибольшим рейтингом обладает вариант №3 Внесение дополнения в Закона КР «О порядке взаимодействия операторов мобильной сотовой связи с органами внутренних дел КР, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность по розыску похищенных мобильных устройств».

Рекомендации заказчику: принять вариант № 3
Его преимущество заключается в том, что для его осуществления не требуется больших временных, финансовых, человеческих, процедурных ресурсов, чем вариант № 2. Вариант № 2 обладает меньшей административной осуществимостью, в силу административных, бюрократических и экономических барьеров.
Прогноз возможных последствий при реализации варианта № 3:
  • Появиться возможность обойти ограничения путем вывоза похищенных телефонов за границу.
  • Техническая грамотность преступников может повыситься, и у части краденых телефонов будет изменен IMEI код. Эффективность данного метода  упадет. 

Приложение № 1
Ввоз мобильных телефонов за пять лет
Наименование показателей
2007
2008
2009
2010
2011
Количество абонентов сотовой связи, тыс.
2168,3
3394,0
4487,1
5275,4
6277,1
Количество активных абонентов, тыс.
1084,2
1697
2243,5
2637,7
3138,5
Прирост телефонных аппаратов за год
-
612,8
546,5
394,2
500,8
В том числе:
легальный ввоз – 10,0%
-
61,2
54,7
39,4
50
Прочая доставка сотовых аппаратов в республику – 90%
-
551,6
491,8
354,8
450,8
Поступления в бюджет страны

5147,5
4590,6
3311,3
4206,7

Кражи мобильных телефонов

2012
раскрываемость
2011
раскрываемость
Количество совершенных краж по городу Бишкек
10848
56,0%
12008
56,9%
Количество совершенных грабежей по городу Бишкек
2074
59,2%
2434
51,1%
Кражи мобильных аппаратов по республике
2880
51,4%
3032
50,1%
Грабежи мобильных аппаратов по республике
1148
50,3%
1363
46,6%
В том числе п.2 ч.3 статьи 167 УК КР
823

922

Количество совершенных краж по городу Бишкек
5559
43,0%
6048
46,0%
Количество совершенных грабежей по городу Бишкек
1235
45,8%
1500
37,0%
Кражи мобильных аппаратов по городу Бишкек
2138
46,8%
2106
43,9%
Грабежи мобильных аппаратов по городу Бишкек
848
44,10%
971
37,40%
В том числе п.2 ч.3 статьи 167 КР КР
730

818

Источник: МВД КР

 Справочно: Статья 167, п.2. ч.3. Уголовного Кодекса КР — (грабеж) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.




[1] Приложение № 1
[2] Приложение № 1

Комментариев нет :

Отправить комментарий