вторник, 11 февраля 2014 г.

Сможет ли Халал-Индустрия стать определяющей в развитии экономики Кыргызстана

Одной из актуальных тем для обсуждения на сегодняшний день выступает тема – Халяль. И в виду того не все однозначно и правильно понимают этот термин, мы делаем попытку внести некоторую ясность в его определение и применение. Халал (араб.) - «дозволенное, разрешенное», это термин, означающий соответствие чего-либо в рамках норм Ислама. Данная категория относится практически к любой сфере человеческой жизни: к продуктам питания, строительству, сфере финансов, одежде, косметике и парфюмерии, личной гигиене, к выполняемой работе, распоряжению своим имуществом и прочее.
По словам специалистов и экспертов Министерства Экономики Кыргызской Республики, рынок Халал-Индустрии остается одним из наиболее перспективных отраслей экономики, как в Европе, так и в мусульманских странах. Учитывая то, что Кыргызская Республика, в которой более 80% населения составляют мусульмане, является членом Организации Исламского Сотрудничества, а также в условиях значительного роста численности мусульман, все больше и больше предприятий мясной, молочной, кондитерской промышленностей стремятся удовлетворить потребности покупателей. Перспективы ведения бизнеса по законам шариата большие. Во-первых, исламское финансирование привлекательно тем, что активы в этой сфере исчисляются триллионами долларов. Во-вторых, положительным аспектом является его устойчивость потрясениям на традиционных финансовых рынках.
В период глобализации Кыргызстану как государству предстоит столкнуться с рядом испытаний и вызовов. При развернувшихся интеграционных процессах есть риск, что наша страна потеряет некоторые экономические возможности, что заставит местных товаропроизводителей искать новую нишу. Правильный поиск будет способствовать активному выходу на международный рынок с обеспечением товаропроизводителей, постоянным спросом, что значительно увеличит экспортный потенциал страны, принимая во внимание, что Кыргызстан является членом ВТО и в ближайшем будущем предполагается вступление в Таможенный союз.
Отечественные развивающиеся предприятия малого и среднего бизнеса должны иметь соответствующее конкурентное преимущество, должным образом обеспеченное Правительством. Сложная и динамичная среда мирового рынка на сегодня создает новые трудности даже для опытных лидеров коммерческого сектора. Для сохранения конкурентоспособности в таких условиях предприятиям нужно пересматривать их практики, внедрять инновации, повышать производительность, искать новых партнеров и более эффективно распоряжаться своими ресурсами. В этом аспекте перед государством в свою очередь должно создать условия для развития, продвижения товаров и услуг, в том числе используя инструменты Халал индустрии.
В этом аспекте Министерство Экономики ведет кропотливую работу по развитию Халал-индустрии и по подтверждению Халал-продукции. В настоящее время в мире действует несколько десятков стандартов «Халал», преимущественно в странах, где живут по законам Ислама. Учитывая, что с каждым годом стандарты только прибавляются, предполагается проведение работ по разграничению стандартов, которые должны включать требования, вытекающих из религиозных обычаев и убеждений большинства мусульманского населения и потребительские, коммерческие требования тех стран, куда будет экспортироваться продукция. Это позволит пресекать недобросовестную конкуренцию, производителям по своим возможностям производить и целенаправленно маркировать продукцию, а потребителям правильно ее выбирать.
В настоящее время, учитывая потенциал страны в производстве экологически чистых продуктов, а также заинтересованность международного сообщества в продукции Кыргызстана, приоритетным является создание благоприятных условий для развития и продвижения отечественного товара Халал, как бренда Кыргызской Республики. Для признания сертификата на международном рынке необходимо создание Испытательной лаборатории, соответствующей международным стандартам.
В свою очередь это станет серьезным импульсом для развития отечественного предпринимательства в целом. Так, например, следует ожидать возможность оздоровления предприятий обеспечивающих переработку местных сырьевых ресурсов, главным образом сельско-хозяйственной продукции.
Кроме этого, переориентирование производства на Халал продукцию позволить провести глубокую реструктуризации предприятий, направленных на совершенствование отраслевой структуры. Произойдет постепенное повышение эффективности работы предприятий за счет технического перевооружения и модернизации производственной мощности под Халал продукцию и соответствующего потребителя. Также станет возможным ввода в эксплуатацию средних и малых предприятий по переработке мясной, молочной продукции, кож, шкур, костей.
Постоянство в отношении рынка сбыта создаст условия для комплексного, сбалансированного развития и оздоровления сельско-хозяйственного производства, обеспечивающего насыщение внутреннего рынка и поставку на экспорт широкого ассортимента высококачественной продукции. Для этого будет необходима и рекультивация земельных, водных ресурсов. Это позволит вести непрерывную подготовку и привлечение высококвалифицированных кадров, создание в сельском хозяйстве, высокоэффективной производственной и рыночной инфраструктуры.

Внедрение в отрасли экономики Халал-индустрии государственными органами и отечественными предпринимателями, позволит достигнуть повышение качества продукции до уровня мировых стандартов, решить проблемы рационального импортозамещения и наполнения внутреннего рынка потребительскими товарами, производимыми Кыргызстанскими предпринимателями. Возможно тогда, произойдет повышение эффективности работы предприятий, их конкурентоспособность за счет технического перевооружения, модернизации использования передовых технологий (под Халал индустрию), а соответственно и высокоразвитого образования (Халал стандартизация и сертификация), подготовка на региональном уровне квалифицированных кадров.

Но главное, что при данном процессе в Кыргызстане будет выгодное работать, соблюдая нормы, стандарты и технические требования товара, не только напечатанные в виде инструкций и правил, но и пропущенные через сердце каждого предпринимателя.

Виктор Незабиватько

Комментариев нет :

Отправить комментарий