воскресенье, 2 сентября 2012 г.

Как нужно Кыргызстану зарабатывать на электроэнергии?

Вызывает множество вопросов относительно экспорта электроэнергии из Кыргызстана трем соседним странам: Казахстану, Узбекистану и Китайской Народной Республике. Однако, вопреки ожиданиям ни государство, ни национальные энерго-компании не демонстрируют эффективности и роста от продаж электричества. Год от года, проблемы выработки электроэнергии и работы распределительных сетей становятся все острее. Несколько последних лет, население испытывало на себе достаточно жесткие режимы энергопотребления. Одно из существующих общественных мнений объясняет столь плачевную ситуацию низкими тарифами и ценами, установленными в отношении иностранных энерго-потребителей. Более того, существует мнение, что Правительство КР преднамеренно продает электроэнергию трем странам по-дешевле, в попытке выиграть определенные политические дивиденды.
Мало кто владеет четким видением относительно механизма реализации продаж электроэнергии из Кыргызстана в соседние государства. Следует учесть сложившиеся исторические, экономические и экологические факторы. Кыргызская Республика, лежит в верхнем течении рек, формирующих водосток для орошения сельскохозяйственных угодий в Узбекистане и Казахстане. В силу определенных природных особенностей рельефа и бассейнов рек, при обильном поступлении влаги поля и сельхоз угодья в Казахстане и Узбекистане, в определенные времена года, подвергаются заболачиванию и заилению. Чтобы этого не происходило, правительства этих стран требуют снижать водосток в определенные времена года. Существует мнение, что взамен они идут на согласие заключить договор о поставке электроэнергии из нашей страны.
Другая особенность данных отношений связанна с право-субъектностью продавца электроэнергии и ее покупателя. Так, договора на поставку электроэнергии из Кыргызстана в соседние страны заключаются между энергетическими компаниями. А, следовательно, ни одна из сторон не заинтересована в открытости и не намерена разглашать сведения относительно продаж и закупок. Если в отношении национальных энергетических компаний еще можно получить хоть какую-то информацию для общества, то в отношении энерго-компаний, например, Республики Узбекистан, это практически невозможно. Таким образом, становиться очевидным, что энерго-компании не заинтересованы в предоставлении сведений относительно экспорта электричества. Кроме того, практически все энергетические компании находятся в государственной собственности, и, как правило, не ориентированы на своевременное информирование населения по таким вопросам.
Третья важная сторона данного процесса – относительная насыщенность рынка соседних стран. Говоря об экспорте электроэнергии, важно учитывать, что Узбекистан и Казахстан за свои периоды независимости уже успели создать достаточный потенциал по выработке своей электроэнергии. Фактически уже сейчас эти страны могут успешно обходиться и без импортируемой к себе электроэнергии из Кыргызстана. Возможно, закупка электричества у отечественных энерго-компаний следует скорее рассматривать как жест соседский «доброй воли».
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1.    Кыргызская Республика не имеет возможности экспортировать электроэнергию по высокой цене в силу, насыщенности рынка сбыта и политических возможностей. Энерго-сектор соседних стран экспортеров располагает достаточным количеством вырабатываемой энергии.
2.    Практически все энергетические компании не предоставляют никаких сведений относительно договоров по продаже электроэнергии общественности. Подписание и обсуждение договоров проходят за закрытыми дверями. Сторонами в договорах о поставках электроэнергии выступают энерго-компании находящиеся в государственной собственности.
3.    За время независимости, соседние страны успешно смогли нарастить потенциал по выработке электроэнергии. Фактически, ее объем уже скором будущем сможет достичь уровня, при котором необходимость закупать электричество у нашей страны отпадет.
Для разработки своего видения относительно обеспечения энергетической безопасности Кыргызстана необходимо провести подробный и тщательный анализ относительно всех потенциальных рынков сбыта электроэнергии, рассматривая не только сопредельные страны и республики СНГ, но и дальнее зарубежье. В этом случае особую перспективу может нести в себе проект CASA1000, а также такие проекты как ДАТКА-Кемин и ДАТКА.

Forest Gump

Комментариев нет :

Отправить комментарий