Вызывает множество вопросов относительно
экспорта электроэнергии из Кыргызстана трем соседним странам: Казахстану,
Узбекистану и Китайской Народной Республике. Однако, вопреки ожиданиям ни
государство, ни национальные энерго-компании не демонстрируют эффективности и
роста от продаж электричества. Год от года, проблемы выработки электроэнергии и
работы распределительных сетей становятся все острее. Несколько последних лет,
население испытывало на себе достаточно жесткие режимы энергопотребления. Одно
из существующих общественных мнений объясняет столь плачевную ситуацию низкими
тарифами и ценами, установленными в отношении иностранных энерго-потребителей.
Более того, существует мнение, что Правительство КР преднамеренно продает электроэнергию
трем странам по-дешевле, в попытке выиграть определенные политические
дивиденды.
Мало кто владеет четким видением
относительно механизма реализации продаж электроэнергии из Кыргызстана в
соседние государства. Следует учесть сложившиеся исторические, экономические и
экологические факторы. Кыргызская Республика, лежит в верхнем течении рек,
формирующих водосток для орошения сельскохозяйственных угодий в Узбекистане и
Казахстане. В силу определенных природных особенностей рельефа и бассейнов рек,
при обильном поступлении влаги поля и сельхоз угодья в Казахстане и Узбекистане,
в определенные времена года, подвергаются заболачиванию и заилению. Чтобы этого
не происходило, правительства этих стран требуют снижать водосток в определенные
времена года. Существует мнение, что взамен они идут на согласие заключить
договор о поставке электроэнергии из нашей страны.
Другая особенность данных отношений
связанна с право-субъектностью продавца электроэнергии и ее покупателя. Так,
договора на поставку электроэнергии из Кыргызстана в соседние страны
заключаются между энергетическими компаниями. А, следовательно, ни одна из
сторон не заинтересована в открытости и не намерена разглашать сведения
относительно продаж и закупок. Если в отношении национальных энергетических
компаний еще можно получить хоть какую-то информацию для общества, то в
отношении энерго-компаний, например, Республики Узбекистан, это практически
невозможно. Таким образом, становиться очевидным, что энерго-компании не заинтересованы
в предоставлении сведений относительно экспорта электричества. Кроме того,
практически все энергетические компании находятся в государственной
собственности, и, как правило, не ориентированы на своевременное информирование
населения по таким вопросам.
Третья важная сторона данного процесса –
относительная насыщенность рынка соседних стран. Говоря об экспорте
электроэнергии, важно учитывать, что Узбекистан и Казахстан за свои периоды
независимости уже успели создать достаточный потенциал по выработке своей
электроэнергии. Фактически уже сейчас эти страны могут успешно обходиться и без
импортируемой к себе электроэнергии из Кыргызстана. Возможно, закупка
электричества у отечественных энерго-компаний следует скорее рассматривать как
жест соседский «доброй воли».
Таким образом, на основании
вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1.
Кыргызская
Республика не имеет возможности экспортировать электроэнергию по высокой цене в
силу, насыщенности рынка сбыта и политических возможностей. Энерго-сектор
соседних стран экспортеров располагает достаточным количеством вырабатываемой
энергии.
2.
Практически
все энергетические компании не предоставляют никаких сведений относительно
договоров по продаже электроэнергии общественности. Подписание и обсуждение
договоров проходят за закрытыми дверями. Сторонами в договорах о поставках
электроэнергии выступают энерго-компании находящиеся в государственной
собственности.
3.
За
время независимости, соседние страны успешно смогли нарастить потенциал по
выработке электроэнергии. Фактически, ее объем уже скором будущем сможет
достичь уровня, при котором необходимость закупать электричество у нашей страны
отпадет.
Для разработки своего видения
относительно обеспечения энергетической безопасности Кыргызстана необходимо
провести подробный и тщательный анализ относительно всех потенциальных рынков
сбыта электроэнергии, рассматривая не только сопредельные страны и республики
СНГ, но и дальнее зарубежье. В этом случае особую перспективу может нести в
себе проект CASA1000, а также такие проекты как ДАТКА-Кемин и ДАТКА.
Комментариев нет :
Отправить комментарий