суббота, 15 сентября 2012 г.

Что есть школы Кыргызстана?

        Начался новый 2012-2013 учебный год, и как всегда он сопровождался новыми хлопотами и заботами родителей за своих детей-школьников, от приобретения школьных принадлежностей, ручек, тетрадей формы и до внесения «добровольных» взносов в школьные учреждения столицы. Ведь уже стало привычным делом за многие годы независимости Кыргызстана, родителям школьников «спонсировать» школы из семейного бюджета который и сам не тугой. «А что делать», скажет среднестатистический родитель, разводя руками, ведь дураку понятно, не кто не хочет выяснять для чего берутся деньги, куда и как расходуются, лишь бы ребенок нормально учился.

      Так, наверное, поступает каждая вторая семья, где есть дети школьного возраста, хотя в тоже время давать деньги, пусть даже форма этой передачи формально «узаконена», считаю легальный вид получения взятки. Размеры «добровольных» взносов колеблются от 1 000 сом до 30 000 сом, смотря какая школа, ведь в столице есть различные школы, простые или так называемые «элитные». Если «добровольно» не внести спонсорский взнос, то поступление в желаемую школу  станет большим вопросом.
Не давно разговаривая на эту злободневную тему, со знакомыми и родственниками, у которых есть дети школьники, подсчитали,  что в среднем одна семья тратит на свое чадо от 20 000 тысяч до 30 000 тысяч сом ежегодно, и в эту сумму не входит, проезд, одежда, и школьные принадлежности, эта сумма набегает от различных сборов, которых десятки в каждой школе.  Получается, что обучать своего ребенка в средней школе Бишкека, обходится так же как обучаться  в университете, где контракты за обучения от 15 000 тысяч сом и выше. А ведь есть семьи, где не один ребенок учится в школе, а  несколько школьников, с учетом экономических показателей, приходишь, к выводу нелегко сейчас семьям живется, не все же являются представителями среднего класса. Но эти семьи как платили, так продолжают платить, веря, что их чадо оправдает все их надежды.

     Так же как и они, мы все разделяем надежды что дети, учащиеся в школах не только Бишкека, но и всей страны, оправдают надежды, ведь они наше будущее.    Но и в тоже время просто надеется тоже не совсем правильно. Надежда, конечно, она есть, что обязательно все будет хорошо в стране, где будет сильная экономика,  профессиональные кадры которые учились не только за рубежом, а в отечественных учебных учреждениях, что дипломированные специалисты будут конкурентоспособными не только во внутреннем рынке труда, но и в региональном. Это конечно определённого рода фантазии на предмет призрачного будущего, которые конечно могли бы материализоваться и стать реальностью, если бы не «узколобая» образовательная политика в республике, которую вот уже много лет проводят соответствующие государственные органы.

   Долгие годы министерство образования и науки Кыргызской Республики говорит общественности, что не хватает педагогических кадров, в разное время доходило до нескольких тысяч дефицит школьных учителей. Да и сейчас ситуация коренным образом не изменилась, не хватка учителей ощущается в системе школьного образования. Не смотря на введенные несколько лет назад системы депозита молодого учителя, привлечь поколение молодых учителей в школы остается проблемным. В результате во многих сельских  школах преподаются дисциплины не профильными специалистами,  учитель математики, может обучать физике и химии, учитель физкультуры может обучать истории и географии. Есть случаи, когда обучают детей люди не с педагогическим образованием, например специалист в области железнодорожных перевозок обучает школьников начальных классов, таких примеров много.

Конечно в профессионализме того или иного педагога не кто не сомневается, но когда учитель физкультуры обучает историю, или математик обучает физике, как вы думаете какие знания в  результате получает ребенок? Естественно он не сможет стать отличником, так как его все эти десять лет готовили взаимозаменяющие школьные кадры. В итоге ученик во время сдачи общереспубликанского тестирования не набирает минимальное количество баллов для поступления в высшие учебные заведения. И вина не его в этом, что он плохо учился, и не смог своими силами поступить в вуз, а в том, что в системе среднего образования уже давно системный кризис и  этот кризис государство не собираются преодолевать.  Попытка разрешения кадрового дефицита в сельских школах, путем привлечения с помощью внедрения депозита молодого учителя не оправдала себя, и это надо признать.

Ведь молодому специалисту, который окончил университет, который готовился,  стать педагогом в школе не привлекает не радужная перспектива,  что придется столкнуться с маленькой заработной платой, с проблемами жилья, с отсутствием социального пакета и т.д. В  2010 году началось увеличение финансирования школ, повысили заработные платы учителям, но к сожалению это не отразилось на качестве обучения, более того по результатам прошлогодних показателей уровня знаний выпускников, картина получилась не совсем приятной.  К сожалению, министерство образования и науки Кыргызской Республики   немного подняв заработные платы учителям, сие позитивное изменение назвали реформой образования, но не большое повышение оплаты труда нельзя назвать системной реформой.

Ведь во многих школах не улучшается материально-техническая база, не обновляется книжный фонд, кадровый дефицит не преодолен, не вводятся новые методики интерактивного обучения, есть школы в далеких селах, где стоят в компьютерных классах по три советских машин «ЭВМ», там ученики, например, не знают что такое интернет. Но при этом министерство образования и науки Кыргызской Республики   умудрилось требовать от выпускников высоких результатов при сдаче общереспубликанского тестирования. В итоге внесения таких изменений выпускники, не преодолевшие,  минимальный порог не смогли поступить даже на заочно - дистантную форму обучения. Такая практика впоследствии приведет к расслоению сегодняшних школьников на категории образованных и не образованных людей, ведь известно приобщение к образованию ограждает человека к скатыванию на дно общества. А куда пойдет юноша или девушка которая не смогла поступить в университет и не получит хоть какую не будь специальность, они пойдут пополнять ряды мигрантов которых и так уже сотни тысяч,  это в лучшем случае, а в худшем пополнят ряды маргиналов. Ведь инициаторы таких нововведений и их сытые сторонники не понимают, не хотят  понимать и не ощущают весь груз ответственности принимаемых ими решений.     

Когда выделяют огромные суммы денег на содержание Жогорку Кенеша, на покупку дорогих автомобилей и проведению празднования столетия, двухсотлетия той или иной исторической личности, возникает возмущение от понимания того что для государства в лице высокопоставленных чиновников, образование, особенно среднее образования для них не является приоритетным вопросом развития. Хотя человеческие ресурсы в сегодняшних реалиях Кыргызстана является единственным способом, вывода на развитие страны, особенно через призму подготовки кадров, где фундаментом является средняя школа.

         О проблемах школьного образования говорить можно долго, слишком много образовалась не решенных вопросов в этой сфере.  Государству и кыргызской общественности необходимо обратить внимание на сложившиеся проблемы и в ускоренном порядке решать вопросы в системе среднего образования комплексно, а не однобоко. В целом с этой статьей не завершается аналитический всесторонний обзор системы образования в Кыргызстане, далее будут ряд материалов рекомендационного характера, которые надеюсь, как и эта статья даст возможность осмысления, и принятие более эффективных мер в системе среднего образования.

Тимур Саралаев, политолог, гражданский активист 

Комментариев нет :

Отправить комментарий