В повседневной деятельности каждый из нас по несколько раз осознанно
или автоматически ведет процесс по получению знаний. Это может касаться только
бытовой сферы, а может затрагивать много различных: досуг, работа, образование
и так далее. Несомненно, большая часть знаний формируется в нас автоматически и
мы практически не осознаем, что принимаем те или иные знания из вне. Так, эти
знаний формируются в нас и постепенно мы используем их в нашей жизни.
Согласно некоторым работам профессора Нью-Йоркского государственного университета Винсента Р. Руггиеро самый обсуждаемый вид знания — знать что. Он уделяет основное внимание информации. Другой, не менее важный вид знания, — это знать как. Он уделяет основное внимание процедурам и стратегиям. Мерилом знать как, или ноу-хау, является не обладание богатством содержания, а владение навыками.
Как пишет
профессор, мы можем получать подлинные знания тремя различными способами, а именно из личного опыта, из
наблюдения и из сообщения других людей. Казалось бы, что для нас первый способ будет
считаться самым надежным, однако он далеко не безупречен. Ведь мы, в
большинстве своем, не просто приобретаем новый опыт и храним его герметично
упакованным в своем уме. Мы постоянно ведем обработку данной информации,
работаем с ней, применяем ее. Так, например, мы сравниваем эту информацию с
прошлым опытом, классифицируем ее, интерпретируем и оцениваем, пытаемся осознать.
Не исключено, что данные процессы у людей иногда могут протекать неосознанно и без
нашего ведома. Так, всякое нарушение в ходе данного процесса делает
представление о нашем опыте иным, нежели то, с чем мы имели дело в своем опыте
в действительности.
Наиболее
подходящий пример приводится самим профессором Винсентом Р. Руггиеро, когда рассматривается
такое социальное явление человека как детство. Несомненно, для многих из
нас детство было определенным этапом нашего развития. У большинства из нас
никогда не возникала мысль о ком-нибудь, у кого не было детства, поэтому мы
легко и охотно верим, что детство существовало всегда.
Однако согласно историческим исследованиям ученых доказано, что эта идея
ложная. Так, историк Дж. X. Пламб в одной из свих работ пишет, что существующий
мир европейских детей с его сказками,
играми, игрушками, специальными учебниками, даже сама идея детства — это
изобретение последних четырех столетий. При этом не было даже особого слова для
молодых мужчин в возрасте от семи до шестнадцати лет. Тогда, слово «ребенок»
означало просто родство, но не возраст.
Из-за того что
наши восприятия приобретаются нами не пассивно, а на них оказывают воздействие
наши эмоциональные состояния и умственные процессы, они редко в точности
отражают реальность – пишет профессор Винсент Р. Руггиеро. Действительно, на самом
деле, эмоциональные состояния и умственные процессы серьезно искажают нашу
окружающую нас реальность.
Что касается следующего способа получения знаний, то оно касается наблюдения.
Конечно, вести наблюдение тоже надо уметь. Так, наблюдая за людьми, объектами и
явления окружающего нас с вами мира важно понимать, что оно будет эффективным,
при условии, что оно будет правильным. В свих работах профессор Винсент Р. Руггиеро отмечает: «вести точное наблюдение возможно, но мы порой не удосуживаемся это делать».
Нередко мы и вправду смотрим на окружающий нас мир сквозь призму нашего опыта,
эмоций и убеждений. Это происходит в связи с тем, что мы познаем о мире за
долго до того как его увидим сами. Изначально, практически всегда, нам сначала рассказывают о мире, а уже
потом мы его видим. Прежде чем мы решаемся попробовать на себе тот или иной
предмет материального мира, мы их воображаем. Важно понять, что всякое
предубеждения полученной таким вот способом дает искаженное представление о
вещи, предмете или явлении. Единственный выход избавиться или избежать этого – образование.
Оно не всегда сумеет нас наделить какой то исключительной проницательностью, однако
мы так или иначе получим возможность хоть как то управлять всем процессом
восприятия. Кроме того, личностное восприятие построенное на предубеждении
зачастую представляет определенные объекты как знакомые или незнакомые. А это в
свою очередь подчеркивает ощутимые для человека различия. Так, например, едва
знакомое начинает видится как хорошо знакомое, а незнакомое становиться
совершенно чуждым. Как отмечает профессор
Винсент Р. Руггиеро различия пробуждаются слабыми сигналами, которые
могут варьироваться от реального признака до смутной аналогии.
И наконец, третий источник – это сообщение. Данный источник позволяет получать знания практически отовсюду, так как он охватывает большую часть того,
чему нас учат. Сюда входят родители, учителя, товарищи и сослуживцы. Также мы
получаем достаточный объем знаний из средств массовой информации, книг, газет,
журналов, Интернета. Что интересно, большинство людей в нашей жизни делятся с
нами разного рода информацией. Часть из нее даются нам как идеи, кто то нас
даже пытается чему то научить. И даже вопреки тому, что учат они нас опираясь
на добросовестно «честную» по их пониманию информацию они нам могут
одновременной и дезинформировать в определенных фактах. В большей части
случаев, они сами порой будут убеждены, что рассказывают нам правильную
достоверную информацию. Тем не менее, как пишет профессор Винсент Р. Руггиеро, поскольку
они люди и потому могут ошибаться, вероятно, что значительная доля того, чему
нас учат, по крайней мере, отчасти неверна.
Существует
множество интересных примеров, касательно неправильного «обучения». Так, репортеры
и журналисты зачастую прибывают поздно на место событий. А потому, всю
информацию такие специалисты черпают у зевак, сотрудников правоохранительных
органов, то есть от тех лиц, чье знание состоит из неполной информации по
фактам, а также на основании слухов, которыми они обменивались. Что же, не
мудрено, что наши СМИ так некачественно работают над освещением событий.
Ошибки иногда
происходят из-за простой небрежности. Например, в ряде местных новостных
интернет сайтов было сказано, что некто по фамилии скажем «Иванов» был
арестован за то, другого по фамилии «Петров» по голове. Через некоторое время
выясниться, что все было не так, в обоснование чего выйдет исправленная версия
по тем же событиям. Там будет описано, как уже «Петров» ударил «Иванова» по
ноге. Выходило, ударил другой человек, и не по тому месту. Но важно понимать,
что те, кто прочел первую статью об инциденте, но пропустил вторую статью, по
идее как бы и «знали», что случилось, но они будут ошибаться.
Множество
подобных ошибок и неверных суждений заложено как не странно в учебниках и
научных пособиях. Грешат этим делом академические монографии и методички. Но в
большинстве своем научные статьи и книги содержат в себе более точные и четкие
рассмотрения проблем, расследования, так как авторы располагают большим
временем и работают более тщательно. Но нередки те случаи, когда авторы статей
и книг склонны раскрывать события (в
особенности исторические) не так, как те происходили, а так, как автору
нравится о них думать или как, по его мнению, о них рассуждает его аудитория.
Таким образом мы видим, что окружающий
мир и его понимание очень чутко зависят от того насколько вы готовы принимать
точные факты и правдивую информацию. И в том насколько объективно Вы оцениваете
то или иное событие, ту или иную личность – зависит от Вас.
Комментариев нет :
Отправить комментарий